
Московский авиационный центр
31 марта 2025, 16:15
Боевые подвиги советских вертолетов в Великой Отечественной войне
А были ли вертолеты на войне? Участвовали ли они в сражениях с фашистами? Оказывается, да! "Ну, пропали, большевики против нас комбайны выпустили", - именно так отреагировали немцы, когда увидели советские вертолеты на войне.
Конечно, это были не те вертолеты, что мы видим в небе сегодня. Это были автожиры А-7, спроектированные известным авиаконструктором Николаем Камовым - создателем вертолетов "Ка". Свое название машина получила от греческих слов "auto" ("сам") и "gyros" ("круг"). Модель А-7 стала финальной модификацией армейского вертолета.
Во время Великой Отечественной войны на А-7 экипажи совершили 19 вылетов.
Интересно, что первый "вертолет", построенный на основе корпуса самолета У-1, поднялся в воздух 25 сентября 1929 года. Это был КАСКР-1, названный так от первых букв фамилий своих создателей. Испытания машины прошли неплохо, но по результатам было принято решение аппарат доработать. В 1932 году внимание Иосифа Сталина привлекли работы Камова и Скржинского, после чего начался настоящий бум строительства автожиров в СССР. Талантливых инженеров перевели в Отдел особых конструкций при Центральном аэрогидродинамическом институте, где к ним присоединился Михаил Миль - давний знакомый Камова.
К началу войны заказанная Красной Армией партия из нескольких автожиров А-7 была полностью готова и облетана. Из машин сформировали 1-ю автожирную корректировочную эскадрилью (акэ) и включили ее в состав ВВС 24-й армии, действующей в районе Ельни. Командиром 1-й акэ назначили старшего лейтенанта П. Г. Трофимова. В августе 1941 года экипажи прибыли в распоряжение армии вместе с технической бригадой под руководством Михаила Миля.
Изначально перед летчиками А-7 поставили задачи корректировки огня советской артиллерии. Кроме этого, автожиры выполняли полеты по разведке мест дислокации противника, а также выступали в роли связных с самолетами.
В ночь на 1 сентября два автожира А-7 под управлением летчиков Шубича и Николаева выполнили первый боевой вылет на разбрасывание листовок над немецкими позициями. Затем были еще второй и третий вылеты. Эти полеты были очень опасными. Ведь на воздушных аппаратах не было доработано ночное оборудование, однако выбора у летчиков не было. Аэродром располагался всего в 20 км от линии фронта, был хорошо известен немцам и регулярно подвергался атакам с воздуха. С прибытием медлительных автожиров командование полка боялось повторного нападения и вело себя чрезмерно осторожно. Как только А-7 выруливал из укрытия и раскручивал ротор перед взлетом, вокруг него, по словам Николая Камова, "начинались возня и ругань - "Взлетай скорей! Не канителься!" Поэтому, несмотря на высокий риск, А-7 летали, как правило, ночью, в полной темноте. Лишь по звуку мотора летчики могли определить, что машина цела.
Тем не менее, полеты на А-7 расценивались как успешные. Медленно перемещавшийся вдоль линии фронта на небольшой высоте в 300 метров автожир представлял собой весьма эффективный наблюдательный пункт.
Первая автожирная корректировочная авиаэскадрилья провоевала до 5 октября, выполняя разные задачи, пока из строя по техническим причинам не вышли все машины. Полеты велись с аэродромов Стрижаново, Вышний Волочек, Дорохово, Подобхай (основной). Осуществлялось взаимодействие с 573-м артиллерийским полком, 235-м истребительным авиаполком. Прикрытие автожиров осуществляли самолеты 163-го истребительного авиаполка 47-й смешанной авиационной дивизии.
Последний боевой вылет А-7 под управлением командира эскадрильи капитана Трофимова стал связным. Отправившийся со срочным сообщением о прорыве немцев, летчик в кромешной тьме принял лес за полянку и приземлился на деревья. К счастью, он сумел выбраться из поврежденной машины и доставил донесение.
По завершении фронтового эпизода автожиры вернулись на завод для проведения восстановительного ремонта. Однако почти сразу же все работы прервались в связи с обострившейся обстановкой на фронте и слишком близком прорыве немецких войск к Москве. Тем не менее, потребность фронта в автожирах была. Командование Красной Армии признало, что А-7, способные взлетать с ограниченных площадок, были чрезвычайно необходимы при работе с артиллерией в горной, лесистой и болотистой местностях. Особенно в межсезонную распутицу, когда размокшие полевые аэродромы делали невозможными полеты обычных самолетов. Инженерам завода была поставлена задача на массовое производство воздушных машин. Однако наладить его в условиях войны не получилось.
После окончания ВОВ Николай Камов и Михаил Миль переключились на разработку и выпуск классических вертолетов, став руководителями двух главных вертолетных фирм СССР.
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский авиационный центр». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 1, 2025
Авиакомпания "Россия" и СИБУР представили уникальную ливрею самолета в честь Дмитрия Менделеева
Март 31, 2025
Аэрофлот анонсирует благотворительные рейсы, посвященные 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
Апрель 3, 2025
В Мордовии возобновились полеты медицинского вертолета
Апрель 3, 2025
В Иркутской области авиакомпания задолжала работникам почти 100 тысяч рублей