О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Больше не наливают: кулеры с бесплатной питьевой водой в аэропорту "Казань" убрали в угоду арендаторам

"На воде делается больше всего денег. Когда зайдете в чистую зону - бутылку с водой отберут. А пить вы захотите!", - рассуждает владелец нового питерского ресторана в аэропорту "Казань", объясняя, почему в российских аэропортах кулеры с бесплатной питьевой водой не ставят вовсе, либо поблизости с фуд-кортом. Пропали они и аэропорту "Казань". Есть две основные версии: по одной - чтобы поддержать арендаторов, по второй - по жалобам паломников-мусульман. Якобы отправлявшиеся в хадж пассажиры однажды возмутились, что вместо халяльной воды им приходится пить из кулеров "Раифский источник". Пресс-служба аэропорта вторую версию отрицает, а первую - не комментирует. Вместе с тем ее сотрудники заверили "Реальное время", что в этом году угощать бесплатной водой и финиками пассажиров в течение священного месяца Рамадан будет сеть "Кыстыбый", точка которой расположена в казанской воздушной гавани.

Вода по заоблачным ценам

Превращение в гастрономический фуд-корт аэровокзальной территории международного аэропорта "Казань" им Г. Тукая преподнесло своеобразный сюрприз пассажирам и гостям. Обнаружилось, что на территории его основных терминалов по пути в зону вылета внутренних авиарейсов исчезли самые обыкновенные кулеры с питьевой водой. Раньше их можно было заметить в укромных местах при входе в зал ожидания: они стояли либо где-то сбоку при переходе из одного терминала в другой, либо где-то в укромном местечке зала ожидания.

Перегруженные сумками мамы с детьми, конечно же, их находили. Тут можно было сделать глоток воды, передохнуть и бежать на регистрацию рейса, а затем и в "чистую зону" для посадки в самолет. Казалось бы, пустяк, но такая мелочь облегчала время ожидания. Понятно, что кулерами пользовались те, кто не мог себе позволить покупать воду по заоблачным аэропортовским ценам. Так, сейчас бутылочка 0,5 литра в демократичном "Магните", открывшемся в казанском аэропорту, обойдется в 130 рублей. Скорее всего, у него самая низкая цена, так как именно здесь можно увидеть самые большие очереди и больше всего ожидающих. Впрочем, по сравнению с московскими аэропортами, где ценник на воду подскакивает до 500 рублей, казанский выглядит еще более-менее прилично.

Как паломники отказались пить из "Раифского источника"

С наступлением священного для всех мусульман месяца Рамадан, после которого тысячи верующих в июне отправятся в хадж, вновь встали вопросы: как удовлетворять потребности паломников, почему вдруг убрали кулеры, появятся ли они в летний сезон, - поинтересовалась корреспондент "Реального времени" у одного из топ-менеджеров аэропорта "Казань" во время презентации новой точки общепита "Коржов", которая открылась на днях в здании аэровокзала.

"Да, у нас были кулеры с водой "Раифского источника" (брендом владеет одноименный православный монастырь под Казанью, - прим. ред.). Но во время хаджа мусульмане пожаловались, что не могут пить эту воду по своим религиозным убеждениям", - рассказал во время встречи представитель аэропорта. По его словам, кто-то из паломников якобы написали жалобу руководству аэропорта "Казань", требуя, чтобы вместо или вместе с "Раифской" в воздушной гавани появилась бесплатная халяльная вода. В результате администрация пошла навстречу их пожеланиям и убрала все кулеры с баллонами "Раифского источника" с территории аэровокзального комплекса.

Однако халяльная вода в бесплатном доступе так и не появилась. Представитель аэропорта "Казань" в разговоре с корреспондентом "Реального времени" дал понять, что теперь верующим лучше самим и за свой счет покупать ту воду, которая отвечает их религиозным убеждениям.

Позднее пресс-служба аэропорта опровергла случившийся инцидент. "Эпизод, о котором вы говорите, был в далекие 90-е, - заявил пресс-секретарь аэропорта "Казань" Адель Гатауллин, отправив голосовое сообщение на редакционный мессенджер. - Вообще, я против, чтобы вы об этом писали. Потому что вы создадите религиозную конфликтую ситуацию", - подчеркнул он. По его словам, эта история была рассказана не для публикации. "Они просто болтали и наговорили вам "с три короба", - заверил Гатауллин.

Добавим, что товарный знак "Раифский источник" был зарегистрирован только в 2005 году.

"На воде делается колоссальное количество денег"

Отметим, что международный аэропорт "Казань" начал превращать аэровокзальную территории в фуд-корт из кафе и ресторанов позднее столичных аэропортов "Шереметьево", Домодедово, Пулково. В настоящее время перед входом в зал ожидания работают три оператора. В самой выгодной локации прямо на входе в терминал расположился фастфуд "Вкусно - и точка", чуть далее точка "Кыстыбый" с национальной татарской кухней и еще чуть поодаль - ресторан "Коржов" с русским меню.

Последний расположился на месте закрытого зала для зарубежных гостей. Это было единственным свободным местом, отметил владелец ресторана Иван Корнеев. В зале ожидания открыто множество торговых точек. По словам топ-менеджмента аэропорта, активное освоение аэровокзальной территории началось после того, как аэропорт преодолел отметку в 3 млн пассажиров в год. С этого момента аренда ставится интересной, так как трафик посетителей растет.

По итогам 2023 года казанский аэропорт преодолел рубеж в 5 млн пассажиров, ежедневно аэропорт посещают 25 тысяч человек. Сотрудники аэропорта дали понять, что в этих условиях кулеры не вписываются в коммерческий оборот, направленный на извлечение прибыли. По итогам 2022 года аэропорт получил выручку в сумме 3,7 млрд рублей, а чистую прибыль в сумме 1,3 млрд рублей. Доход от сдачи в аренду увеличился с 229,8 млн рублей до 242 млн рублей.

Арендаторы также отрицательно относятся к размещению кулеров с водой. "На воде мы делаем больше всего денег, - заявил в разговоре с "Реальным временем" основатель питерской сети. - Здесь мы не сделаем деньги на воде, потому что находимся в общей зоне (аэропорта. У вас ее не отобрали, а когда зайдете в чистую зону, у вас отберут все, а пить вы захотите! Многие покупают воду и берут с собой в самолет. На воде делается колоссальное количество денег, мы не благотворительностью занимаемся", - объяснил он. По его словам, бесплатно освящают воду в церквях, где можно ее набирать. "Я - православный и верующий, поэтому набираю воду и там она бесплатная. Но если мы говорим про аэропорт... Что такое аэропорт? Это витрина. Для кого? Витрина для брендов. Они приходят хвастаться: "Я в аэропорту", - рассуждает он. По его словам, аренда места здесь обходится в разы дороже, так как обеспечивает высокую узнаваемость.

Напомним, в 2021 году Поволжская транспортная прокуратура выявила множество нарушений при продаже и использовании для приготовления еды и напитков воды на вокзалах и в аэропортах. В том числе и в аэропорту "Казань". В частности, там не осуществлялся контроль за условиями хранения пищевой продукции, централизованного водоснабжения и канализации объектов, на которых практикуется приготовление кофе и хот­-догов навынос. Кроме того, также отсутствует информация о дате изготовления и номере скважины с указанием месторождения, данных об изготовителе и так далее.

"У нас вода - не православная"

Правообладатель торговой марки "Раифский источник" Марат Ибатуллов заявил "Реальному времени", что о претензиях паломников ему ничего неизвестно, хотя они могут к нему и не попасть, потому что "мы напрямую не поставляли". "Те поставщики, которые имеют право на размещение продукции в аэропорту, продолжают работать с нами, у нас много контрагентов", - отметил он. Правда, поставка в баллонах идет под другими марками - "555" (три пятерки) и "Ладица".

"Раифским источником" в больших баллонах давно не торгуем", - отметил он. "У нас нет понятия православной воды. Мы выпускаем продукцию согласно документации и декларации. В декларации не сказано, является ли вода православной или мусульманской. Бесплатно воду никогда не поставляли и впредь это сделать невозможно. Сейчас в связи с переходом на систему контроля "Честный знак" на каждую бутылку наклеивается код, по которому отслеживается продукция - от производителя до покупателя", - добавил он. При этом бутилированная вода под маркой "Раифский источник" есть в продаже на территории казанского аэропорта, подчеркнул он.

Вода по стандарту "халяль" в России сертифицируется. "Вода изначально сама по себе халяль. Ее сертификация возможна, если только используются добавки и применяются фильтры", - отметил представитель Роскачества по направлению халяль в Татарстане. По его словам, территориальное управление Роскачества может сертифицировать поставщиков воды на халяль, но если только к ним обратятся. А пока заявок от татарстанского бизнеса на получение сертификатов халяль для питьевой воды нет.

Впрочем, в этом году угощать освященной водой и финиками будет сеть "Кыстыбый", сообщили "Реальному времени" в пресс-службе аэропорта "Казань". "Кыстыбый" - халяльная сеть, а значит вода и финики являются халяльными. Они готовы предоставлять их постящимся, - заверили в пресс-службе аэропорта.

Между тем, кулеры с водой есть во многих аэропортах арабских стран, Турции, Китая и стран Юго-Восточной Азии. По словам казанских туристов, это считается нормой в обслуживании пассажиров. Они есть в турецком аэропорту Антальи, аэропортах Бали (Индонезия), Пекина, Гонконга, Пхукета, Малайзии. "В Турции, в Аланье, был разный выбор еды - фастфуд, европейская в основном и наверное турецкая. Есть сети "Бургер Кинг", Subway, где еда дешевле. Аэропорт Пекина большой, кафешек полно, стоят кулеры с горячей и холодной водой. На Пхукете выбор еды разнообразный, также стоят кулеры с водой. На Бали еда разнообразная, европейская, паста, роллы, китайская, местная, пицца. Рамен по цене от тысячи рублей и напиток отдельно около 300 рублей в пересчете на рубли", - рассказали путешественники, вернувшиеся в Казань в марте. Так что отсутствие доступной воды больше нонсенс, чем норма. По словам экспертов, наличие кулеров с водой в российских аэропортах не обязательно, но может стать элементом уважительного отношения к пассажирам.
Авторские права на данный материал принадлежат «Реальное время». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка