О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бомбардировщик-ракетоносец военного времени: вопрос не в самолете, а в его содержимом

Итак, продолжим складывать пазл из возможных перспектив и направлений развития российской дальней авиации.

Ранее мы уже поговорили о том, что в условиях проведения специальной военной операции (СВО) на Украине и возможного конфликта со странами НАТО "быстро и много" разработать и произвести абсолютно новых стратегических бомбардировщиков у нас не получится, оценили возможности по поддержанию и развитию текущего парка стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев, а также способы снижения нагрузки на дальнюю авиацию с использованием эрзац-решений.

Теперь посмотрим, каким образом можно относительно быстро расширить парк стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев даже в текущих условиях. Разумеется, речь пойдет об использовании в качестве таковых самолетов транспортной авиации.

Собственно, вряд ли здесь можно говорить о каком-то открытии - идея лежит на поверхности, многократно озвучивалась как на различных тематических ресурсах, в том числе и на ВО, так и была реализована в виде концептов в разных странах мира, в том числе и в СССР. Тем не менее для полноты картины стоит еще раз оценить, каким образом эта тематика может быть воплощена в жизнь.

Потенциально в качестве носителей высокоточных боеприпасов большой дальности могут выступать практически любые самолеты, имеющие соответствующую грузоподъемность, а также приемлемую дальность полета, и здесь у нас есть только одно безальтернативное решение - это самолеты семейства Ил-76, поскольку Ан-124 "Руслан" более не выпускаются, так что их конверсия в бомбардировщики не имеет смысла.

Ил-76БР

Понятно, что условный Ил-76БР означает "бомбардировщик-ракетоносец", но какие доработки должны быть сделаны на этой машине?

Ответ - минимальные. Более того, сама условная модификация "Ил-76БР" должна быть всего лишь конфигурацией, реализуемой за счет установленного на стандартный Ил-76 дополнительного оборудования, а не специально разработанной модификацией, то есть в базе этот самолет должен быть обычным транспортником, а вот после установки специальных кассет с боеприпасами превращаться в бомбардировщик-ракетоносец.

Выдумывать здесь ничего не надо - в США плотно работают над использованием транспортных самолетов для запуска крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Судя по всему, наиболее далеко продвинулась программа создания системы Rapid Dragon, представляющей собой унифицированные одноразовые поддоны-кассеты, в которых должны размещаться КР AGM-158B JASSM-ER (а затем и модификация с увеличенной дальностью JASSM-XR), а также противокорабельные ракеты (ПКР) AGM-158C LRASM.

В качестве носителей системы Rapid Dragon рассматриваются грузовые самолеты С-130 и С-17, которых у США достаточно много, то есть при необходимости они могут удвоить, а то и утроить свои возможности по нанесению ударов с помощью КР и ПКР большой дальности. На самолете С-130 может размещаться 12 КР/ПКР на 2 поддонах по 6 ракет, а на более крупном С-17 - до 45 КР/ПКР на 5 поддонах по 9 ракет. Фактически превращенный в ракетоносец транспортный самолет С-17 будет нести больше КР/ПКР, чем любой "настоящий" американский бомбардировщик - таковы преимущества огромного транспортного отсека и большой грузоподъемности.

К достоинствам превращенного в ракетоносец транспортного самолета С-130 относят его способность взлетать с взлетно-посадочных полос (ВПП) длиной менее километра, что недостижимо для стратегических бомбардировщиков. Кроме того, использование транспортных самолетов в качестве ракетоносцев значительно осложнит работу разведки противника, в этом случае каждый взлет любого транспортного самолета, который может нести Rapid Dragon, должен рассматриваться как вылет стратегического бомбардировщика, если нет однозначной уверенности в обратном.

Как известно, "русские долго запрягают, но быстро едут", достаточно вспомнить, как давно в США появились комплекты Joint Direct Attack Munition (JDAM) для превращения неуправляемых авиабомб в управляемые, и какой эффект на поле боя на Украине оказывают теперь российские авиабомбы с унифицированными модулями планирования и коррекции (УМПК).

То же самое необходимо провернуть и с Rapid Dragon - нам необходима аналогичная система для самолетов семейства Ил-76 и КР Х-101/102, КР Х-69 и других высокоточных боеприпасов большой дальности. Для работы по противнику, не имеющему зенитных ракетных комплексов (ЗРК) большой дальности, система, аналогичная Rapid Dragon, может быть адаптирована и для авиабомб с УМПК, в том числе для таких, как ФАБ-3000 и более крупных калибров.

Учитывая габариты грузового отсека и грузоподъемность самолетов семейства Ил-76МД-90А, а также габариты и массу КР Х-101/102, в российском аналоге системы Rapid Dragon может размещаться 12, 18 или 24 КР Х-101/102, при этом дальность полета носителя с такой массой составит 7 500, 5 500 и 4 000 километров соответственно. Учитывая дальность полета самих КР Х-101/102, которая, по открытым данным, составляет 5 500 километров, легко понять, что окажется в зоне досягаемости Ил-76БР. Боекомплект боеприпасов меньших размеров, тех же КР Х-69, может быть в несколько раз больше.

Кстати, судя по всему, Ил-76 уже рассматривается в качестве носителя, правда, пока это должны быть БПЛА воздушного старта "Молния", на борту их должно размещаться до 8 единиц, возможно, что там же будут размещаться операторы этих БПЛА.

От транспортного самолета к транспортно-боевой платформе

Таким образом, не стоит создавать на базе Ил-76 или иного транспортного самолета какой-либо бомбардировщик с глубокой переработкой его фюзеляжа, с уменьшением миделя и прочих усложнений. Наоборот, нам необходима максимально унифицированная многофункциональная транспортно-боевая платформа, например, в рамках будущих доработок/модернизаций самолета Ил-76МД-90А на его базе могут быть созданы следующие основные модификации:
  • транспортный самолет;
  • бомбардировщик-ракетоносец;
  • самолет-заправщик.
Причем бомбардировщик-ракетоносец и самолет-заправщик должны получаться просто путем установки дополнительного оборудования в грузовой отсек и под крылья самолета.

Понятно, что самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) простой установкой оборудования в грузовой отсек не получить, хотя если под крылом можно будет размещать радиопрозрачные гондолы с плоскими радиолокационными станциями (РЛС) бокового обзора по обе стороны фюзеляжа, то почему бы и нет...

Какие еще доработки может получить будущая модификация?

Например, взаимодействие с БПЛА, раз уж с "Молнией" что-то там пытаются сообразить, а еще нормальный комплекс бортовой самообороны, в том числе не исключено, что и с ракетами "воздух-воздух", хотя бы малой дальности, они же потенциально могут использоваться и как противоракеты от ракет "воздух-воздух" противника (в том случае, если они могут захватить такую цель).

Совсем не лишним будет наличие мощного, современного комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ), кстати, зачастую, когда речь идет про установку на самолеты каких-либо мощных потребителей электрической энергии, например, лазерного оружия, то начинаются стенания - откуда ее (электроэнергию) взять на самолете в больших объемах, так вот, на американском самолете ДРЛОиУ E-3 Sentry, установленные на валах турбореактивных двигателей генераторы суммарно выдают 1 МВт (мегаватт!) электрической энергии. Эту возможность необходимо закладывать во все перспективные самолеты.

Интересно, сколько мегаватт могут отбирать у двигателей генераторы нового американского малозаметного стратегического бомбардировщика B-21 Raider и куда они эти мегаватты направят?

Впрочем, создание будущих модификаций Ил-76 никак не влияет на создание системы, аналогичной американской Rapid Dragon, поскольку она должна применяться в первую очередь на существующих самолетах семейства Ил-76, точно так же, как США не перерабатывают для установки системы Rapid Dragon самолеты C-130 и C-17.

Соответственно, учитывая идущую уже сейчас СВО на Украине, а также угрозу прямого конфликта со странами НАТО, необходимо максимальное увеличение производства серийных Ил-76МД-90А, которые будут применяться в том числе и с российским аналогом системы Rapid Dragon. Конечно, существующие темпы производства 5-6 машин в год явно недостаточны, а вот если будет достигнута озвученная в 2023 году цифра - 18 Ил-76МД-90А в год, то это будет совсем другое дело.

Выводы

Создание системы, аналогичной американской Rapid Dragon, позволяющей применять крылатые ракеты Х-101 и другие высокоточные боеприпасы большой дальности с транспортных самолетов семейства Ил-76, особенно в сочетании с увеличением объемов производства этих машин в модификации Ил-76МД-90А, позволит значительно расширить возможности российской дальней авиации, гибко увеличивая парк стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев за счет машин, оборудованных указанной системой буквально в течение суток и менее.

Даже если возможность применения стратегических боеприпасов будет реализована для самолетов тактической авиации, с высокой вероятностью, в пересчете на килограмм груза доставка самолетами транспортной авиации будет обходиться дешевле, чем истребителями. Возможно, что это будет самый экономически эффективный способ доставки применительно к авиации, дешевле только по железной дороге или по воде.

В дальнейшем, потенциально, транспортные самолеты семейства Ил-76 могут пройти модернизацию, направленную на повышение их многофункциональности и защищенности, за счет оснащения комплексами бортовой самообороны и РЭБ.

С учетом использования Ил-76БР для запуска низколетящих крылатых ракет, акцент применения настоящих дальних и стратегических бомбардировщиков может сместиться на применение боеприпасов, требующих начального разгона и высотной траектории полета, например, гиперзвуковых ракет комплекса "Кинжал", ПКР Х-22/Х-32, разрабатываемых гиперзвуковых ракет "Острота" и "Гремлин", а также других аналогичных боеприпасов - особенно такие высокоскоростные боеприпасы будут актуальны для самолетов Ту-160М/М2 и Ту-22М3/М3М.

Теперь у нас есть представление о том, как может развиваться и применяться российская стратегическая авиация в ближайшей перспективе, осталось понять, что собой представляет и зачем нам необходим перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА).

Ну и напоследок новость из США:

"Корпорация Northrop Grumman Systems Corp. Aerospace Systems заключила контракт на сумму 7 млрд долларов с вооруженными силами США, в рамках которого до 3 мая 2029 года должны быть выполнены работы по техническому обслуживанию и модернизации малозаметных стратегических бомбардировщиков B-2A Spirit, включая установку нового оборудования. Подробный объем работ и количество модернизируемых самолетов неизвестно".

Это, к слову, о возможности списания некоторых американских "стратегов", о чем мы говорили в предыдущем материале.

Автор: Андрей Митрофанов
Авторские права на данный материал принадлежат «Военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка