ORDA
7 ноября 2024, 08:51
Бомбоубежища и архитектурная эстетика: что ждет аэропорт Алматы в ближайшие годы
О новом терминале
Журналисты напомнили Гокеру Косе о жалобах, которые поступали после открытия нового терминала: на проблемы с выдачей багажа, работу дренажной системы - у здания текла крыша, на трещины в стеклах и даже на внешний вид самого сооружения.
Гендиректор аэропорта на это парировал, что новый терминал построили с опережением - всего за 22 месяца. Объяснил он это пассажиропотоком, который очень сильно вырос после пандемии.
"До пандемии поток пассажиров в аэропорту Алматы составлял шесть миллионов в год. Сейчас мы находимся на уровне 11,5 миллиона. И до того, как новый терминал был открыт, со всем этим потоком как-то умудрялся справляться старый терминал, пропускная способность которого всего три миллиона. Чтобы не упустить летний поток пассажиров 2024 года, решено было открыть новый терминал, чтобы избежать отмены рейсов", - говорит Косе.
По словам гендиректора, они были готовы к жалобам, но сейчас недочеты уже устранили, и теперь с системами проблем нет.
"В будущем мы ожидаем, что и внешний вид самого здания тоже будет улучшен", - говорит Гокер Косе.
О старом терминале
По словам Гокера Косе, у них есть мастер-план по реконструкции старого терминала, который после запуска нового принимает теперь только внутренние рейсы:
"Говоря о мастер-плане, мы стараемся взаимодействовать со всеми заинтересованными сторонами: правительством, местными властями, авиалиниями, строительными компаниями. Потому что этот мастер-план определит вектор развития аэропорта на ближайшие 20-30 лет. Поэтому важно получить обратную связь от всех заинтересованных сторон, чтобы потом мастер-план был в открытом доступе. Мы планируем к первому кварталу следующего года эту работу завершить".
Конкретные планы по старому терминалу уже есть. Это модернизация системы обработки багажа, вентиляции, противопожарной системы, замена всех телескопических трапов.
"Также мы хотим добавить эстетики в плане архитектуры. Мы понимаем, что эта работа может растянуться на месяцы. Но ожидаем, что к сентябрю-октябрю 2025 года она завершится, и вы увидите обновленный терминал для внутренних вылетов уже с архитектурными изысками", - сказал гендиректор аэропорта.
О модернизации
Вообще, по словам Гокера Косе, в ближайшие четыре года аэропорт Алматы ждет масштабная модернизация - от взлетно-посадочной полосы до бомбоубежища. Вложить в обновление планируют около 100 миллионов долларов. Но инвестиции на этом не закончатся.
"Аэропорты - это объекты, которые требуют инвестиций. Причем часто незапланированных, потому что постоянно возникают новые стандарты, которым аэропорт должен соответствовать. Например, 10 лет назад никто не слышал о "зеленых аэропортах". А сейчас мы обсуждаем их здесь, в Алматы. Завтра могут появиться новые стандарты безопасности", - говорит Гокер Косе.
Сейчас же, по словам гендиректора аэропорта, основная повестка по инвестициям - это работа с пространствами за пределами терминалов. Речь о парковках, общепите, ангарах.
"Но многое еще будет зависеть от того, станет ли расти пассажиропоток. Если да, то, возможно, потребуется дополнительная взлетно-посадочная полоса, может быть, придется расширять терминал или даже строить новый", - говорит Косе.
О бомбоубежище
Об этом Гокер Косе говорил отдельно. По его словам, бомбоубежище уже существует - помещение площадью 1000 квадратных метров находится под старым терминалом. Но...
"Оно находится в ужасном состоянии! Потому что за 40 лет в него не вкладывали никаких инвестиций. Не было инициативы не только по модернизации, но даже по его поддержанию. Мы планируем его обновить, чтобы бомбоубежище соответствовало современным стандартам".
О покупке аэропортов в Центральной Азии и Казахстане
Поинтересовались журналисты у Гокера Косе, не планирует ли владелец алматинского аэропорта, холдинг ТAV Airports Holdings, приобрести другие аэропорты в Центральной Азии. Гендиректор алматинского аэропорта ответил так:
"Коротко - да, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы приобретать новые аэропорты. Но не все зависит от нас. Тут очень много факторов. Нужно взаимодействовать и с правительствами стран. Вопрос в том, пойдут ли правительства на то, чтобы приватизировать аэропорты. И нужно понимать, что аэропорты требуют дополнительных инвестиций. Сейчас мы не ведем никаких переговоров, но, если такая возможность появится, то мы будем открыты".
Хотя, по словам Гокера Косе, предварительные соглашения по некоторым аэропортам Казахстана есть. Но по каким именно, он не уточнил, сославшись на коммерческую тайну и еще раз подчеркнув, что соглашения именно предварительные.
При этом Центрально-Азиатский и Азиатский регионы вообще для ТAV Airports Holdings продолжают оставаться интересными. По словам Косе, именно для того, чтобы обозначить свое присутствие приобретением алматинского аэропорта.
"Мы не иностранцы, потому что для нас не чужд азиатский регион. У нас сильные культурные связи. В нашем портфолио уже есть аэропорт Гоа в Индии, аэропорты Тбилиси и Батуми в Грузии. Поэтому мы открыты к разного рода возможностям", - сказал Косе.
Аэропорт Алматы принадлежит турецкому ТAV Airports Holdings с 2020 года. Самым масштабным проектом турецкой компании в Алматы за это время стало строительство нового терминала, который открылся в июне 2024 года.
Авторские права на данный материал принадлежат «ORDA». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы