О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бортпроводник Михаил Осипов: "Больше всего запомнился рейс в пандемию"

Ко Всемирному дню бортпроводника, который отмечается 12 июля, мы поговорили с Михаилом Осиповым, который 15 лет сопровождает пассажиров в небе, следит за их безопасностью и комфортом.

Мужчина находился по работе в Москве, поэтому наш разговор шел по телефону. С первой же минуты обратил на себя внимание его мягкий, умиротворяющий, первоклассно поставленный голос. Сразу видно - профессионал. На его фоне собственная речь показалась мне грубоватой и косноязычной.

Михаил трудится в авиакомпании "Якутия" с 2009 года. Он прошел жесткий кастинг, чтобы получить эту работу: около 200 человек на 12 мест. Требования к будущим бортпроводникам жесткие: рост не ниже 164 см, стопроцентное зрение и вообще крепкое здоровье, приятные внешние данные, отличная дикция и превосходное умение преподнести себя в лучшем свете. Летная медицинская комиссия очень строго следит за каждым из этих пунктов.

Отобранных кандидатов отправляют на обучение в авиационные учебные центры России, где они узнают, как работать с оборудованием самолета, как оказывать первую медицинскую помощь, что делать в экстренных ситуациях и т.п. И потом каждый год им необходимо подтверждать свои знания и профессиональную годность, чтобы получить допуск к полетам еще на один год.

Первый полет

"У меня есть двоюродный брат, он со своими родителями жил рядом с аэропортом. И в зимние и летние каникулы я приезжал к нему, мы с ним с детства гуляли и играли там, смотрели на взлетающие самолеты. А после окончания учебы он устроился на работу в аэропорт Якутска, ну и сообщил мне о вакансии у них. Во время работы в аэропорту мы узнали, что идет набор в штат на должность бортпроводника. Сначала в авиакомпанию "Якутия" устроился он, а через год трудовой договор заключил и я", - рассказывает мужчина.

Михаил успешно прошел кастинг и потом два месяца учился в авиационном училище Якутска на самолеты Ан-24 и Ан-26. Первый самостоятельный полет Михаила был в Белую Гору. Вспоминает, что летели три часа туда и столько же обратно.

"Конечно, было волнительно, потому что на самолете Ан-24 обязанности бортпроводника ты выполняешь один, и в полете мне пригодились советы наставника. До первого полета бортпроводник-стажер обязательно должен отлетать 30 часов для ознакомления с работой с бортпроводником-наставником, он подсказывает в рейсе твои ошибки, исправляет их и передает свой опыт. А потом уже летишь с бортпроводником-инструктором для получения допуска, он в полете проверяет твои знания, контролирует правильность выполнения обязанностей", - объясняет специалист.

Новые страны

Примерно через год Михаила отправили в Москву переобучиться на самолет "Боинг-757".Аварийное спасательное оборудование, огнезащитные средства, открытие дверей и другие тонкости у отечественных и иностранных самолетов разные. И пока не пройдешь обучение, допуска к полетам на этих судах не получишь.

После повышения квалификации Михаила стали отправлять в международные рейсы. Так он побывал в Китае, Японии, Южной Корее, на Аляске. Правда, вопреки стереотипам времени на прогулки в новых городах у бортпроводников совсем нет. По сути, они даже не покидают борт самолета.

После приземления бортпроводники провожают пассажиров, проверяют салон, не забыл ли кто свои вещи. Принимают бортовое питание. Ждут, когда разгрузят багаж предыдущих пассажиров и загрузят новый. А потом встречают пассажиров на обратный рейс.

Время для экскурсий по городу у них может появиться, только если перелет длится от шести часов и более. В этом случае им предоставляют гостиницу, чтобы они могли отдохнуть перед новым полетом.

Такое у нашего собеседника было в Сеуле. В течение 10 часов экипаж получил свободное время. Воспользовавшись этим, экипаж, бортпроводники и пилоты отправились гулять по городу.

В пандемию

Больше всего Михаилу запомнился рейс с Талаканского месторождения весной 2020 года. Это было в начале пандемии коронавируса, когда противоэпидемическая работа не была еще отлажена достаточно хорошо. Тогда в вахтовом поселке произошла вспышка COVID-19. Рабочих экстренно начали вывозить с месторождения и отправлять спецрейсами домой в разные города.

"Для первого рейса собрали парней, сказали: нужно вывозить вахтовиков. Помните, тогда врачи ходили в белых защитных костюмах и масках? Нам надо было экипироваться также с головы до ног. Из Талакана вылетали заказными рейсами в Челябинск, Самару, Новосибирск, Уфу и другие города России. В период выполнения полетов мы встречались с трудностями: в гостиницах нас не селили из-за отсутствия справок на ПЦР-тест, автобусы и поезда плохо ездили, не было точного расписания, аэропорты практически не работали, по городу патрулировала полиция и проверяла документы. Получается, самолет прилетал в Челябинск. А мы, чтобы встретить другой рейс, должны были попасть в Самару. Добирались кто как мог: кто-то на автобусе, кто-то на поезде, а кто-то на такси. И везде было непонятно, пропустят тебя или нет", - вспоминает бортпроводник то время.

Но авиакомпания справилась, и рабочих с Талакана развезли. Сейчас это все вспоминается как необычный опыт.

Как проходит рабочий день на борту

В понедельник объявляется график работы до среды. В среду - до пятницы, в пятницу - до понедельника. Если ты стоишь в плане полетов, в назначенный день примерно за 2,5 часа до вылета за тобой приезжает служебная машина. За 1,5 часа до отправления ты уже должен быть на месте.

Сначала проходит небольшой брифинг с экипажем на 10 минут, где обсуждаются направление, особенности маршрута, погода по трассе, имена и фамилии пилотов, есть ли на борту маломобильные граждане и дети без сопровождения взрослых. Старший бортпроводник проверяет знания и задает три вопроса по аварийному оборудованию и медицине. Затем экипаж проходит предполетный медицинский осмотр.

За час до вылета проводники проходят на борт, начинается приемка. Если самолет большой, работает бригада: кто-то отвечает за бортовое питание, кто-то - за пледы, подушки и пр., кто-то - за багаж и т.д. Старший бортпроводник принимает доклады от бортпроводников о том, что необходимое для выполнения в рейсе загрузили на борт и оборудование исправно. И далее докладывает командиру, что самолет готов к выполнению полета.

И только после этого встречают пассажиров. Дальше, думаем, вы и сами знаете.

Папа работает

Как мы уже говорили, Михаил в отрасли уже 15 лет. Конечно, за это время не раз было такое, что тем же рейсом, на котором он работал, летала его семья.

"Дети, когда были маленькими, звали: папа, папа! Но потом уже поняли, что папа работает и ему не надо мешать. Сейчас сыну 7 лет, дочке 12. И я не могу уделять им больше внимания на борту, потому что все пассажиры равны. Просто спросишь, как они себя чувствуют, и дальше идешь работать", - поделился он особенностями работы.

Уже два года как Михаил сам стал бортпроводником-инструктором. У него в подчинении 20 человек.

Сейчас авиакомпания "Якутия" внедряет для работы бортпроводников новое мобильное приложение Meridian Crew. И Михаил вместе с разработчиками параллельно работает над исправлением ошибок, проводит тестирование. Приложение в будущем будет помогать в работе бортпроводников: давать доступ к информации о рейсе, к руководящим документам авиакомпании, показывать рабочее время и подсказывать другие параметры.

В месяц бортпроводник должен отлетать не менее 80 часов. Выход на пенсию для женщин предусмотрен в 40 лет, для мужчин - в 45. Необходимый непрерывный стаж должен быть семь лет у женщин и десять лет у мужчин.

В данное время у авиакомпании "Якутия" насчитывается 176 бортпроводников, мужчин - 31 человек.
Авторские права на данный материал принадлежат «Якутия-daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка