О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Быть в контуре" во время полета: пилоты Московского авиацентра рассказывают об особенностях работы

Едва ли в какой-либо другой профессии умение владеть своим вниманием играет такую роль, как в авиации. Полет требует от человека способности охватывать большое количество объектов, быстро переключать внимание на каждом из элементов и концентрироваться на них. Как говорил профессиональный пилот гражданской авиации Ершов В.В.: "Пилот должен лететь впереди своего самолета".

Любому пилоту нужно обладать достаточно большим объемом внимания. Каждый должен быть готов к немедленным действиям и уметь сосредоточиться на выполнении задачи. По словам экипажей учреждения, это значит "быть в контуре", то есть - "не допускать ни одной посторонней мысли". Это можно сравнить, например, с концентрацией на дыхании во время медитации или практики йоги, когда нужно полностью "очистить" голову и слушать только свое дыхание.

Часто умение "быть в контуре" специалисты описывают такой фразой: "психологический курок летчика должен быть всегда взведен для выстрела в момент внезапности в любой обстановке".

"Я знаю, что в теории существует закономерность вероятности допущенных ошибок в пилотировании, которая рассчитывается по специальной формуле. И количество ошибок возрастает как при очень интенсивной работе, например, в аварийной ситуации, так и при слишком размеренном полете - когда пилоту полностью знакома обстановка. Поэтому качество воздушного движения зависит именно от баланса напряженности работы. То есть и перенапрягаться нельзя, и расслабляться нельзя", - прокомментировал заместитель командира 2 авиационной эскадрильи Московского авиацентра Вячеслав Каленов.

Чтобы добиться максимальной концентрации внимания, у каждого пилота есть свои определенные методы. Например, Вячеславу Каленову "быть в контуре" помогает ситуационная осведомленность. То есть четкое представление о местонахождении вертолета относительно горизонта "здесь и сейчас", информация о запасе топлива в данный момент и т.п. Благодаря этим знаниям пилот легко концентрируется на полете при помощи собственного волевого решения.

У заместителя командира 1 авиационной эскадрильи авиацентра Андрея Михалевича похожий, но все же свой способ вовлеченности в полет:

"Чтобы сконцентрироваться перед взлетом и во время пилотирования, я не просто смотрю на приборную панель и стрелки вертолета, а считываю и фиксирую в уме показания: температуру газов, уровень горизонта, обороты несущего винта и двигателя, - проговариваю данные про себя. Это помогает разгрузить голову и полностью сосредоточиться на полете".

Некоторые же тренируют внимание, используя особые психологические техники. Например, на листе А4 рисуют черную точку и фокусируется на ней, отключая все мысли.

Вообще, по словам пилотов Центра, способов концентрации внимания на полете очень много -  каждый выбирает свой.

Главное одно - все они делают человека этой профессии высоко ответственным, способным находиться в состоянии "здесь и сейчас" и развиваться в любой сфере.

Кстати, любопытный факт - известный миллионер Роберт Кийосаки, автор многих бестселлеров о предпринимательстве, в прошлом военный летчик. Он пишет, что именно умение "быть в контуре" привело его к успеху на гражданке.
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский авиационный центр». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка