О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Чем опасен изгиб крыла и утонет ли самолет в море: доцент МАИ Михаил Тяглик развеял три популярных мифа об авиации

Самолет - самый безопасный вид транспорта. Это не раз доказывала статистика. Между тем, поднимаясь на борт воздушного судна, мы всякий раз переживаем, будет ли перелет спокойным. Особо впечатлительных заботит масса вопросов, в том числе технического характера. МАИ задал самые популярные из них доценту кафедры 106 "Динамика и управление летательных аппаратов", кандидату технических наук Михаилу Тяглику, чтобы развеять мифы.

Михаил Сергеевич, правда ли, что пассажир не почувствует отказа двигателя во время перелета? Насколько это безопасно?

- Все зависит от конкретных обстоятельств, но в большинстве случаев пассажир ничего не почувствует.

Так, например, если двигатель отказал на взлетном режиме, возникает сила, разворачивающая самолет в сторону сломавшейся системы, и летчик просто парирует этот разворот. Пассажир это не ощущает.

Находясь на борту самолета, об отказе двигателя можно догадаться лишь по нескольким признакам: если пассажир видит разрушение каких-либо элементов оборудования, густой дым из сопла, языки пламени. Или если самолет вдруг заходит на посадку не по расписанию, горит табло с просьбой пристегнуть ремни и стюарды оперативно убирают лишние вещи. При этом даже в такой нештатной ситуации бояться нечего - самолет может спокойно совершить посадку и с одним исправным двигателем.

Правда ли, что во время полета крылья самолета могут согнуться? Насколько это опасно?

- Действительно, крыло спроектировано так, что изгибается под действием аэродинамических нагрузок. На самолетах даже аэродинамические рули выполнены из нескольких секций - для того, чтобы обеспечить беспрепятственный изгиб консолей крыла.

Сделать такую конструкцию, как крыло, абсолютно жесткой не представляется возможным. Поэтому все изгибы и деформации предсказуемы и рассчитаны с учетом возможных условий эксплуатации. У больших самолетов на режиме крейсерского полета допускается перемещение законцовок крыла до 1,5 метра. Пассажиру в данном случае не о чем переживать.

Давайте рассмотрим еще один экстренный случай: посадка на воду. Правда ли, что самолет может держаться на плаву до 40 минут, за которые реально провести полную эвакуацию?

- Да, самолеты могут находиться на плаву достаточно долгое время. Известны случаи, когда воздушное судно, совершившее посадку на воду, находилось на плаву более пяти часов.

Плавучесть самолета обеспечивается тем, что многие его элементы - салон, топливные баки, пневмосиситемы и так далее - герметичны, а через швы оставшихся негерметичных элементов вода поступает очень медленно. За то время, пока самолет держится на воде, действительно можно провести полную и безопасную эвакуацию.

Если рассуждать, какой конкретно самолет и сколько сможет продержаться на плаву, то это все же сложно прогнозировать. Решающими факторами станут способ приводнения и то, насколько сильно повредятся конструкции самолета. Причем тяжесть повреждения конструкции может зависеть не только от мастерства пилотов, но и от характера отказа систем, интенсивности волнения водной поверхности и ветровой обстановки.

Ну и, конечно, продолжительность нахождения самолета на плаву зависит, в частности, от действий персонала и пассажиров. Так, например, при ЧП, которое впоследствии назвали "Чудо на Гудзоне", некто в панике открыл одну из задних дверей самолета, и салон начал быстро наполняться водой. В итоге эвакуацию успели провести через аварийные выходы, расположенные над крылом, - гибели людей удалось избежать.
Авторские права на данный материал принадлежат «МАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка