Бизнес-Online
4 декабря 2023, 08:51
Чуда не произошло, обещания не сбылись: строительство Ту-214 сдвигается на год
Первым "Ту" для коммерческих пассажиров станет лайнер "из запасов"
2023 год: сдвигается все
Сдача первых Ту-214 переносится на 2024 год, сообщили несколько источников "БИЗНЕС Online" в авиапроме. По комплексной программе развития авиационной отрасли РФ до 2030 года (далее - КП), Казанский авиазавод - филиал "Туполева" (КАЗ) должен был построить три лайнера. Как утверждают наши собеседники, в высокой степени готовности - один, заложенный еще до СВО и, соответственно, решения о возобновлении серийного выпуска Ту-214.
В "Туполеве" нам подтвердили сдвиг программы вправо - самолеты сдадут в 2024 году. "Работа идет достаточно напряженная, но есть задержки, - рассказал „БИЗНЕС Online“ управляющий директор „Туполева“ Вадим Королев. - Во-первых, непросто разогнаться с учетом нашей пропускной способности - раньше КАЗ делал в среднем полтора Ту-214 в год. Во-вторых, ввиду уникальности схемы доведения ресурсов на масштабирование производства (деньги ФНБ и облигационный займ, порядка 84 млрд рублей - авт.), формирование соответствующих правил потребовало ощутимо больше времени, нежели предполагалось изначально. Это сказывается на сроках техперевооружения - и у нас, и, насколько понимаю, по нашей кооперации. Сейчас все необходимые меры выработаны, деньги пошли, но изначальные сроки сдвигаются несколько вправо". По его словам, одна машина в цехе окончательной сборки, остальные - на стадии агрегатной сборки.
Проблемы со сроками не только у Ту-214. В начале октября стало известно, что сдача первых трех Ил-114 переносится с 2024 года на 2026-й. Причиной называют проблемы с доведением двигателя ТВ7-117СТ. В середине ноября объявили, что не будет и двух обещанных на 2023 год Superjet-100 - не завершена программа испытаний двигателя ПД-8. Обещано, что эта пара добавится к программе 2024-го (должны были сдать 20 машин, а будет 22). Поставки МС-21 пока не корректировали, но опять-таки смущает скорость: на 2024 год назначены одновременно испытания самолета и поставка 6-ти серийных машин. Заметим, что в сентябре 2022 года министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров первые коммерческие поставки отнес на 2025-й. В качестве исторического экскурса напомним, что МС-21 разрабатывается с 2008 года. Старт поставок планировали сначала на 2016-й, потом - на 2020-й, затем - на 2022 год.
"Серийные МС-21 уже собираются, - рассказал „БИЗНЕС Online“ главный реактор портала Aviaru Роман Гусаров. - Все дело в завершении программы сертификационных полетов и программы импортозамещения - ряд агрегатов еще дорабатывается. На конец 2024 года было заявлено начало опытной эксплуатации, а серийные поставки - в 2025-м. То есть имеем затык не в производстве, а в разработке и испытаниях. Откуда взялись обещания поставить Superjet в 2023-м, непонятно: программа ПД-8 никак не подразумевает завершения в этом году - не ранее конца 2024-го. Задержка с Ил-114 тоже связана с недоработкой самого продукта - в отличие от Ту-214, который разработан, проблем нет, но есть технологические ограничения. Обещания, что мы сделаем 5, 10, 20 самолетов, только дайте денег - это все объективно нереально. Все-таки в производстве Ту-214 много ручного труда, это не такой цифровой самолет, как Superjet. Поэтому рассчитывать на то, что свершится чудо, и мы начнем печь Ту-214 как пирожки, не приходится, даже если залить завод деньгами. Три самолета для нынешнего КАЗа уже сверхнагрузка. Я уж не говорю о том, что сейчас у завода Ту-214 не в приоритете - есть гособоронзаказ".
Что стоит за громкими заявлениями
Словом, нереальность сроков по всем типам была видна изначально. Тогда зачем было делать громкие заявления? Заслуженный пилот России Юрий Сытник в разговоре с "БИЗНЕС Online" выразился лаконично: "Врут, чтобы удержаться в своих креслах, ведь очевидно, что заводы для сборки есть, а с комплектацией беда: авионики, гидравлики, двигателей и много чего другого в достаточных объемах нет. Из чего они будут самолеты делать?!" Гусаров указал на еще один фактор: "Надо понимать, что это программа правительства, а оно слушает не только минпромторг, „Ростех“ и ОАК, но и регионы, которые имеют мощный лоббистский ресурс".
Впервые о графике строительства Ту-214 рассказали на заседании Госсовета Татарстана в апреле 2022 года. Премьер-министр РТ Алексей Песошин, отвечая на вопрос о том, существует ли внятная программа производства Ту-214, сообщил: "Есть установка: на следующий год - 3 самолета, потом - 7 и 10 - в 2025–2026 годах. Пока 20 самолетов оговорено". План первых двух лет был воспроизведен в КП, которую утвердили 25 июня 2022-го, а вот в 2025–2026 годах КАЗ обязали построить уже не 10, а по 10 самолетов, а всего к 2030-му - 70.
Сверхсжатые сроки и серьезные по нынешним временам объемы строительства сразу вызвали вопросы в авиастроительном сообществе. Как отметил в беседе с "БИЗНЕС Online" бывший директор ульяновского филиала "Туполева" Станислав Рыжаков, цикл постройки с нуля лайнера типа Ту-204/Ту-214 - не менее 24 месяцев, в серии, то есть с заделами - 12-14. Впрочем, планы по Ту-214 (как и другим типам, которые должны сформировать суверенную отрасль авиаперевозок - МС-21, Superjet-100, Ил-114-300) сразу стали делом не только экономическим и промышленным, но и пропагандистским и политическим. Чего стоят только трения Казани с Москвой по поводу объемов. Президент Татарстана, председатель совета директоров "Туполева" Рустам Минниханов настаивал на массовом выпуске (сначала 20, потом - 40 лайнеров ежегодно), а генеральный директор "Ростеха" (в него входит ОАК) Сергей Чемезов подчеркивал, что Ту-214 - только подспорье до начала масштабного производства МС-21, поэтому максимум 10 в год. Появившаяся в августе 2022 года уточненная КП продемонстрировала общественности компромиссный вариант: 2023 год - 3 самолета, 2024-й - 7, 2025 - 10, 2026-й - 15, с 2027-го - 20 самолетов ежегодно, а весь план до 2030-го увеличился до 115 машин.
За схваткой бульдогов под ковром отчетливо виден тянущийся уже лет 15 конфликт, в ходе которого "Туполева" отодвинули от гражданских программ, а ставку сделали на МС-21 и Superjet от "Иркута" и "Гражданских самолетов Сухого" (сегодня обе темы за "Яковлевым"). Но СВО и блокада поставок в Россию авиатехники поставили эту доктрину под сомнение, и "Туполев" воспользовался вторым шансом залезть в теперь формально чужую для него нишу. Будучи в дивизионе стратегической и специальной авиации ОАК, он заявил права не просто на кусок цивильного пирога, а решил отхватить едва ли не половину, ведь речь идет о создании параллельного по отношению к "Яковлеву" центра гражданского авиастроения с целой линейкой типов. Словом, противостояние продолжается, хотя и в более завуалированной форме. Это борьба и за деньги бюджета; и за политическое влияние; и за интерес авиакомпаний. А также, если угодно, за идеологическую чистоту - чья авиастроительная школа права. Вспоминается, как год назад на аэрокосмическом форуме в Казани директор ЦКБ "Туполева" Николай Васильев заявил: "Туполев", несмотря на препоны, всегда дожидался своего звездного часа и доказывал, что он прав.
При этом есть основания полагать, что баланс сил несколько изменился. Как полагают источники "БИЗНЕС Online", с недавних пор в администрации президента России хотят сами, без посредников в лице Минпромторга РФ, "Ростеха" и ОАК, держать руку на пульсе отрасли - профильная информация идет и от других источников. Вероятно, один из них - Минниханов. В Казани же, мягко говоря, сомневаются в том, что МС-21 получит серийный облик в заявленный срок, а темп его выпуска сможет удовлетворить потребности авиаперевозчиков.
Когда полетим на Ту-214
Между тем, вообще возникает вопрос: что за Ту-214 должны были быть поставлены в 2023-м? Никто из перевозчиков не претендовал на машины этого года. Определенно заявлялся только один самолет. В декабре 2022-го Мантуров сообщил: "Первый Ту-214 планируется поставить в следующем году". Как позднее выяснил "БИЗНЕС Online", этот Ту-214 и предназначается для минпромторга, а эксплуатантом будет авиакомпания Red Wings. Уверенность в его скорой сдаче появилась потому, что самолет заложили еще в 2019 году (у него уже есть регистрационный номер - RA-64535). Но и он пока не продвинулся дальше цеха окончательной сборки. Предположительно, в 2024-м его сдадут первым, а за ним последуют две машины для "Аэрофлота". Королев на этот счет высказался обтекаемо: "Первые поставки предполагают машины как для „Аэрофлота“, так и в специальном исполнении".
Сегодня с высокой степенью определенности можно сказать только об одном Ту-214. В самом начале всей этой истории источники "БИЗНЕС Online" предрекали, что первыми переданными в эксплуатацию Ту-214 станут подержанные машины, восстановленные после хранения (из 12-ти серийных бортов, выпущенных в первый этап истории Ту-214, в 2001-м-2009-м, осталось 6: 2004, 2005, 2006, 2008 и 2009 годов выпуска), и данное предположение подтверждается. В минувшем октябре ОАК представила публике один из этих самолетов. На прошлом борта внимания не акцентировали. "ОАК продолжает формировать гражданскую линейку, - говорилось в сообщении корпорации. - Теперь и среднемагистральный пассажирский Ту-214, произведенный в Казани, нарядился в новую корпоративную ливрею ОАК. Самолет, принадлежащий ИФК (лизинговая компания „Ильюшин финанс ко“ - авт.), после окончания работ по подготовке к эксплуатации на регулярных рейсах пополнит парк авиакомпании Red Wings и будет перевозить пассажиров".
Речь идет о борте с регистрацией RA-64518. Это самый молодой из построенных КАЗом коммерческих Ту-214. Его выкатили в августе 2009 года, а 2 октября передали авиакомпании "Трансаэро", которая к тому времени уже эксплуатировала два аналогичных борта. После остановки и последующего банкротства перевозчика в 2015-м самолет почти год стоял в "Домодедово". Потом, как рассказал "БИЗНЕС Online" бывший экономист Red Wings Дмитрий Муравлев, было принято правильное решение "добить ресурс с пользой для дела".
Эксплуатация началась в июле 2017 года. У машины была двухклассная компоновка с салонами бизнес- (8 мест) и экономического (176) классов. За 4 месяца в Red Wings он совершил 383 рейса (в том числе за границу), налетав 917 часов и перевезя 74 302 пассажира. 30 сентября 2017 года RA-64518 отправился из Хабаровска в Казань на консервацию - вышел межремонтный ресурс.
Как показала себя машина в авиакомпании? "Модель его коммерческой эксплуатации была ужасна, - говорит Муравлев. - Этот по сути дальнемагистральный самолет поставили на маршруты, заточенные под Superjet (у Red Wings ранее было несколько таких бортов). Но даже при этом он вышел в плюс. Все зависит от авиакомпании. Если эксплуатировать, как тогда, можно что хочешь загубить. И потом, перевозчику надо иметь не один, не два самолета конкретного типа, а дюжину. Словом, мое мнение относительно того, можно ли эксплуатировать Ту-214 рентабельно, - да".
По словам Королева, процедура восстановления летной годности RA-64518 в завершающей стадии, скоро он будет у перевозчика. Официально заявляли, что Red Wings передадут еще один восстановленный Ту-214. По информации "БИЗНЕС Online", это тоже экс-трансаэровский лайнер. Его путь в авиакомпанию будет сложнее. "Для него прорабатывается возможность поработать какое-то время летающей лабораторией для испытаний обновленных комплектующих, которые будут использоваться при производстве новых Ту-214, - рассказал Королев. - А впоследствии эта машина планируется к передаче коммерческому эксплуатанту".
Автор: Тимур Латыпов
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 26, 2024
Генеральным директором провайдера "Аэрофлот Техникс" станет Марат Терещенко
Ноябрь 26, 2024
Пассажирам Nordwind теперь доступны Отели Островка
Ноябрь 26, 2024
В аэропорту Домодедово открылся сервис по ремонту мобильных устройств
Ноябрь 26, 2024
Эксперт по дронам назвал американский Switchblade 600 аппаратом прошлого поколения