О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дело Конструктора. К 100-летнему юбилею Виктора Петровича Макеева

25 октября весь инженерный, ракетно-конструкторский и военно-морской мир отмечает 100-летие академика Виктора Петровича Макеева

Виктор Петрович Макеев - создатель научно-конструкторской школы морского стратегического ракетостроения Советского Союза и России, генеральный конструктор.

В городе Миассе (Челябинская область) 25 октября проходит церемония гашения почтовых марок, выпущенных в ознаменование этой даты. Напомним, что в городе Миассе располагается Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева, который он долгие годы возглавлял.

Казанский авиационный институт не мог остаться в стороне от столь важной даты. В его стенах начиналось инженерное обучение будущего знаменитого конструктора.

По инициативе КНИТУ-КАИ 8 ноября в университете состоится второе гашение выпуска марок, посвященного 100-летнему юбилею В.П. Макеева. С точки зрения филателистов это событие можно отнести к неординарному, заслуживающему особое внимание коллекционеров и специалистов по почтовым миниатюрам.

Главный конструктор ракетных систем для подводного флота академик Виктор Петрович Макеев - Дважды Герой Социалистического Труда, кавалер пяти Орденов Ленина, лауреат Ленинской и Государственных премий, депутат Верховного совета СССР.

С 1941 года Виктор Петрович Макеев находился в эвакуации в Казани, работал чертежником, конструктором. Проявил способности умело решать конструкторские задачи в условиях напряженного серийного производства самолетов "Пе-2". Учился на вечернем отделении КАИ (1942 г.), затем был переведен на дневное отделение МАИ (1944 г.).

Виктора Петровича Макеева по праву можно считать одним из коренных членов ареопага создателей ракетной техники в СССР. Он был одержим масштабом дел огромных коллективов самых квалифицированных инженеров, техников и рабочих в создании грандиозной ракетной техники. Это была его стихия, которая была создана, в том числе, и его усилиями.

Обычному человеку трудно даже приблизительно представить тот индустриальный размах, который необходимо было осуществить, чтобы обеспечить разработку и развертывание системы обороны ракетами морского базирования.

Жизнь Виктора Петровича Макеева уже с юного возраста была связана с глобальными интересами обороны страны. В этом деле иные масштабы стресс-факторов, психологических нагрузок. Он отдавал себе в этом отчет. Больше того - его влекла такая стезя. Потому что дело, которым он занимался, было по-настоящему значительным и нужным его родине.

Уже в первые студенческие годы он отнесся к выбранной специальности авиационного конструктора, как настоящий профессионал, полностью погрузившись в учебу в лучших вузах - КАИ и МАИ.

Опыт работы на военном производстве самолетов в Казани, контакты с известными конструкторами, авиационными инженерами, специалистами подсказывали необходимость иметь отличное базовое образование. В те же военные годы он вполне испытал свои волевые качества, подчас выбирая непростые решения в работе или учебе, которые потом оказывались судьбоносными.

Деятельность Главного конструктора сопряжена с бесконечными испытаниями, возлагает большую ответственность перед многочисленными коллективами людей, которые доверяют Главному представлять их общее дело. Такая работа неизменно связана с провидением.

Поэтому, Виктор Петрович верил в своего - ракетного - бога. Верил в бога любви к жизни, бога охоты и рыбалки, бога любви к людям. Люди, по его словам, были для него всегда главнее ракет. Они отдавали их общему делу свои лучшие годы, таланты, все для достижения необходимых результатов. Потому, что они любили свое дело и потому, что верили ему.

У Главных (Главных конструкторов) всегда есть связь с Космосом, Вселенной. Современные возможности исследований, испытаний в науке и технике, неизведанность за гранью возможного, сумасшедший полет фантазии и перспектив реализации идей одних настораживает, а другим указывает путь к осуществлению мечты.

Виктор Петрович Макеев отличался очень ясной постановкой целей, которые затем реализовывал с завидным упорством и спокойствием, хотя иногда приходилось идти обходными путями, занимавшими порой годы. Такова, например, история его противоречий с министром обороны, маршалом Д.Ф. Устиновым, с которым они расходились во взглядах по поводу решения проблем выбора технологий разработки баллистических ракет для атомных субмарин. Можно лишь догадываться о том, каков был груз ответственности, взятый на себя Макеевым, выбравшим, наперекор многим авторитетным чинам военных и промышленных ведомств, траекторию разработки основного стратегического комплекса ракет морского базирования на базе ЖРД-комплекса (жидкостного ракетного двигателя) по инновационной ампульной технологии.

Но в этом была сила Макеева. Его стратегия строилась не на голословном карьеризме - предварительные данные, расчеты были сделаны заранее. И хотя многое в создаваемом проекте ракетного комплекса существовало в виде эскизных разработок, все-таки он со своей командой пошел на этот риск.

К тому времени он уже состоялся не только как Главный конструктор, но и как опытный производственник, отлично представлял себе объем работ и возможности производства по его реализации. У КБ уже были такие смежники, которым можно было доверять самые ответственные задачи, что в таких проектах - как третье плечо. И что самое главное - он, как никто другой, пожалуй, остро чувствовал в происходящей гонке вооружений фактор времени. Чем может обернуться его потеря в ядерном сдерживании противника.

Он отдавал себе отчет в опасности неудачи проекта не в кабинетном противостоянии, а глядя в глаза реальной угрозе, что почище любого стресса и опасений карьерного краха.

Комплекс не только надежно обеспечил безопасность страны, но и проложил дорогу технологиям, опережающим на многие годы все, что делалось в то время в ракетостроении, получив признание даже самих оппонентов - стран противоборствующего лагеря. Речь идет о ракетах Р-29РМ и Р-29РМУ, имеющих общий индекс в Договоре СНВ-1 как РСМ-54.

Вот, что сказал об этом ракетном комплексе контр-адмирал В. А. Дыгало: "В Пентагоне, несмотря на строжайшую секретность как самого Виктора Петровича, так и его деятельности, прилагали неимоверные усилия как можно больше добыть информации о нем и его конструкторском бюро. Специалистов США в области ракетостроения поражало то, что возглавляемое им КБ в уральском городке Миассе в одиночку противостояло американской военно-морской промышленности. Но если в начале 1960-х гг. мы уступали США в дальности, точности и мощности боезаряда, то с начала 1970-х мы вырвались вперед и больше не уступали лидерства, а последняя ракета Макеева РСМ-54, созданная в середине 1980-х гг., до сих пор считается самым совершенным в мире оружием атомных подводных лодок".

Если перечислять, все что сделано В. П. Макеевым за долгие годы, то сложится любопытная мозаика его биографии, в которой, как ни странно, обнаружится довольно простая логика его линии жизни, которой он следовал уверенно и спокойно: брался за дело, завершал начатое, переходил к другому - цикл повторялся.

А если проекты реализуются, что еще нужно для счастья конструктора…

В 2021 году на фронтоне 1-го учебного здания КНИТУ-КАИ по решению ученого совета была открыта мемориальная доска, посвященная памятным годам учебы в КАИ знаменитого соотечественника.

Г. А. Глебов - профессор кафедры ракетных двигателей КНИТУ-КАИ,
И. С. Ермолаев - ведущий инженер Отдела электронных технологий в обучении КНИТУ-КАИ
Авторские права на данный материал принадлежат «КНИТУ-КАИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка