О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Детали пролета: кто виноват в поставке брака для самолетов Минобороны

Злоупотребление при выполнении гособоронзаказа привело к ущербу в 130 млн рублей и вывело из строя пять Ил-76

Ущерб от поставок некачественных подшипников для военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А в рамках гособоронзаказа составил около 130 млн рублей, выяснили "Известия". Уголовное дело по этому факту в июле 2024 года возбудил СК по Московской области. Проблемы с поставками привели к тому, что сразу пять военных транспортников не могли эксплуатироваться в 2022–2023 годах, а интересам Минобороны был "причинен существенный вред", следует из материалов дела. Следствие подозревает в преступлении менеджеров Балашихинского литейно-механического завода. Ранее в отношении руководства предприятия уже возбуждалось минимум одно дело, узнали "Известия". Кроме того, выяснилось, что к схеме поставок запчастей в рамках ГОЗ привлекалось предприятие, которое сейчас полностью принадлежит кипрскому офшору. Представители завода заявили, что являются пострадавшей стороной по делу. Подробности расследования - в нашем материале.

Суть уголовного дела

130 миллионов рублей составил ущерб, нанесенный Министерству обороны России из-за поставок некачественных подшипников для военной авиации в рамках выполнения гособоронзаказа, рассказал "Известиям" источник, близкий к силовым структурам.

- Поставка некачественных запчастей стала возможной благодаря подлогу документов. Факт установки на военно-транспортные самолеты контрафактных подшипников был выявлен в процессе эксплуатации, в результате чего временно выведено из строя было пять самолетов Ил-76, - пояснил собеседник редакции.

Согласно его информации, пять бортов Ил-76МД-90А не эксплуатировались с 2022 по 2023 год. В конце июля 2024 года стало известно, что уголовное дело по факту злоупотребления должностными полномочиями при выполнении гособоронзаказа (ст. 201.1 УК РФ) возбудил Следственный комитет по Московской области.

В самом ведомстве на запрос "Известий" сообщили, что подробности дела "не подлежат распространению", так как это "противоречит интересам следствия".

По данным источника "Известий", дело возбудили в отношении неустановленных лиц из числа руководства ОАО "Балашихинский литейно-механический завод" (БЛМЗ). Основанием для начала расследования послужили материалы проверки первой прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах.

Согласно информации с сайта БЛМЗ, предприятие специализируется на изготовлении авиационных колес, тормозов, агрегатов управления тормозными системами и запасных частей к авиационной технике. Завод производит комплектующие для межконтинентальных пассажирских самолетов, самолетов местных, средних и дальних линий, грузовых и специальным самолетов, а также вертолетов.

По словам источника, управленцы БЛМЗ в период с декабря 2017 по январь 2022 года приобрели подшипники неизвестного происхождения и не отвечающие требованиям конструкторской документации. Подшипники установили на колеса КТ199, а в период с 2022 по 2023 год поставили их в адрес филиала ПАО "Ил" – Авиастар для установки на самолеты.

По версии правоохранительных органов, неустановленные пока менеджеры БЛМЗ таким образом пытались избежать ответственности и штрафных санкций за просрочку исполнения договоров на поставки запчастей и получить оплату по заключенным контрактам в рамках гособоронзаказа. Именно для этого, полагает следствие, они подделали документы о закупке подшипников у ОАО "Самарский подшипниковый завод" (СПЗ). Также были сфальсифицированы документы о приемке продукции представителем Министерства обороны РФ.

По данным "СПАРК-Интерфакс", с 2015 по 2021 год (в предполагаемый период совершения преступления) генеральным директором БЛМЗ был Никогос Окроян. Его уже допросили по делу в качестве свидетеля, сообщил источник "Известий". Он также обратил внимание на тот факт, что в отношении Окрояна в 2021 году возбуждалось уголовное дело о невыплате заработной платы более 250 сотрудникам предприятия на 35 млн рублей. В 2023 году дело поступило в мировой суд Балашихи, следует из данных открытых источников, но его прекратили за истечением сроков давности, а Никогоса Окрояна освободили от уголовной ответственности.

"Известиям" удалось получить комментарий БЛМЗ по факту возбуждения уголовного дела о злоупотреблении полномочиями при закупке подшипников. По словам представителей организации, завод признан потерпевшей стороной по делу, а возможные нарушения при оформлении документов на подшипники были допущены Саратовским подшипниковым заводом, у которого их купили.

- ОАО "БЛМЗ" представил должным образом оформленные подлинники накладных, подтверждающих закупку подшипников у ОАО "СПЗ", документов движения подшипников в производстве, а также подписанные первыми лицами обеих сторон акты сверки с ОАО "СПЗ" за 2015, 2016, 2017, 2018 и 2019 годы, - следует из сообщения представителей завода.

Также из сообщения следует, что БЛМЗ, как держатель подлинников конструкторской документации колеса, обратил внимание завода-изготовителя самолета - филиала ПАО "Ил" – Авиастар - на подшипники от разных производителей.

Согласно базе "СПАРК-Интерфакс", в апреле 2018 года в отношении СПЗ открыто конкурсное производство в связи с банкротством. А в 2020 году следователи возбудили уголовное дело по факту преднамеренного банкротства предприятия. По данным прокуратуры Самары, с 2014 по 2017 год в целях обесценивая имущества предприятия руководство СПЗ совершило заведомо убыточные сделки по его отчуждению.

В результате в пользу третьих лиц было отчуждено не менее 25 земельных участков и не менее 71 объекта недвижимости. Это повлекло неспособность СПЗ в полной мере удовлетворить требования кредиторов и исполнить обязанность по уплате платежей на сумму свыше 2,2 млн рублей.

Компания СПЗ была зарегистрирована в 2002 году, а ее учредителем стал бизнесмен Игорь Швидак. После его смерти генеральным директором стал его сын Александр. В 2020 году в отношении Александра Швидака возбудили уголовное дело о хищении 60 млн рублей у ООО "Волгатеплоснаб". Приговор Швидаку огласили в 2023 году, но теперь речь шла уже о злоупотреблении полномочиями. В результате бизнесмен заплатил штраф в 120 тыс. рублей.

Сейчас, по данным "СПАРК-Интерфакс", 100% доли в уставном капитале СПЗ принадлежат кипрской компании SPZ Holding Limited.

Источники "Известий" не смогли объяснить, как предприятие с такой структурой собственности могло быть привлечено к поставкам в рамках гособоронзаказа.

Почему стало возможным преступление

Установка на самолеты бракованных деталей стала возможной благодаря тому, что были подделаны документы о том, что их приняли представители военной приемки Минобороны, обратил внимание источник "Известий".

При этом, когда самолет выходит из ремонта, он военную приемку не проходит, как это бывает с вновь произведенными машинами, рассказал "Известиям" экс-командующий 4-й армией ВВС и ПВО Герой России Валерий Горбенко.

- После ремонта обычно делается облет заводскими летчиками и определяется, качественно сделали или нет. Если никаких особенностей и недостатков не проявилось, все передается обратно и возвращается в часть, - сказал собеседник издания.

Что касается объема ущерба, то его должны определять эксперты, исходя из того, как долго не могли эксплуатироваться самолеты, на которые поставили бракованные детали, подчеркнул Валерий Горбенко.

- Даже если детали быстро поменяли, ущерб в любом случае есть и достаточно серьезный - пять самолетов были выведены из строя и не выполняли своих функций. Пять самолетов - это много, - констатировал эксперт.

Юристы, опрошенные "Известиями", обратили внимание на то, что дело возбуждено по достаточно редко применяемой статье о злоупотреблении полномочиями при выполнении гособоронзаказа.

- Поскольку ст. 201.1 УК предполагает совершение противозаконных действий в очень узкой сфере, а государственных оборонных заказов не так много, как закупок, производимых по 44- и 223-ФЗ, уже не говоря о том, что заказчик один, а круг подрядчиков ограничен, то и количество уголовных дел, которые даже в теории могут быть возбуждены, по умолчанию не может быть велико, - рассказал партнер фирмы "Рустам Курмаев и партнеры" Дмитрий Горбунов. - Для такого специализированного состава даже десяток возбужденных за год дел - это уже очень много, счет идет на единицы, но это не значит, что норма не работает.

Адвокат Андрей Гривцов в беседе с "Известиями" пояснил, что зачастую преступления в рамках гособоронзаказа квалифицируются по более привычным практикам статьям о мошенничестве и растрате.

- Вместе с тем сигнал бизнесу и чиновнику через введение новых статей послан, и думаю, что он услышан. Большинство людей бизнеса понимают, что работать с ГОЗ может быть не только финансово выгодно, но и крайне опасно с точки зрения уголовных рисков, - полагает адвокат.

Согласно ст. 201.1 УК, наказание по ней может составлять от 4 до 8 лет или от 5 до 10 лет, если преступление совершено организованной группой и повлекло тяжкие последствия.

Авторы: Станислав Кучушев, Роман Крецул
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка