Известия
10 июля 2024, 07:15
Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе
Отечественные комплектующие для иностранных самолетов "Аэрофлота" разрабатывает и производит дивизион "Росатома"
Больше российских деталей
О начале такого сотрудничества "Росатома" и "Аэрофлота" было объявлено еще на полях VIII Восточного экономического форума в сентябре 2023 года. Тогда генеральный директор "Росатома" Алексей Лихачев заявил, что в скором времени будет создана промышленная база для выпуска авиационных комплектующих для самолетов иностранного производства. Необходимость в этом возникла после введения санкций на поставки запчастей в Россию. На форуме между двумя компаниями был подписан меморандум о стратегическом партнерстве в сфере разработки, испытаний, производства и обслуживания авиационной техники.
Разработкой авиадеталей занялся дивизион госкорпорации "Росатом" - АО "Наука и инновации". Уже реализован проект по импортозамещению воздушных фильтров для систем подачи и рециркуляции воздуха в салонах самолетов Boeing и Airbus. Конструкторское решение по заданию "Аэрофлота" разработали специалисты Физико-энергетического института им. А.И. Лейпунского (ГНЦ РФ - ФЭИ), входящего в научный дивизион "Росатома". Как рассказали "Известиям" в "Аэрофлоте", там же налажено и их производство. Расчетный ресурс отечественных фильтров превышает показатели зарубежных аналогов на 20–25%.
В авиакомпании также сообщили, что в 2024 году "Росатом" существенно расширит поставки комплектующих для авиации в рамках программ импортозамещения. В августе планируется завершение реконструкции производственного комплекса, предназначенного для восстановительных ремонтов компонентов бортового оборудования лайнеров "Аэрофлота" иностранного производства. В нем должны ремонтироваться и обслуживаться системы кондиционирования, электроснабжения и освещения Airbus и Boeing. Также планируется выпуск бытового, аварийно-спасательного, кислородного и противопожарного оборудования.
Параллельно идет сертификация продукции по стандартам Федеральных авиационных правил (ФАП-109). В ближайший месяц "Росатом" подаст заявку на получение одобрения производственных мощностей (сертификат ФАП-21G) для изготовления металлических, пластиковых, композиционных изделий для авиации, добавили в "Аэрофлоте".
Как сообщали ранее в "Росатоме", подразделение топливного дивизиона госкорпорации, а именно Чепецкий механический завод (АО "ЧМЗ") освоил изготовление титановых прутков для авиаотрасли. В настоящее время ЧМЗ освоена технология производства четырех титановых сплавов и более 20 изделий титановой продукции для авиации.
- Это можно считать точкой формирования нового авиационного направления в "Росатоме", - рассказали "Известиям" в пресс-службе "Аэрофлота". - Вся работа ведется в тесном взаимодействии с конструкторским департаментом "Аэрофлота" и Росавиацией.
Там также отметили, что на предприятиях атомной отрасли создается централизованная система сертифицированного авиационного производства, необходимого для импортозамещения компонентов и расходных материалов воздушных судов. Часть лабораторий уже проверила Росавиация на предмет их обязательной аккредитации в соответствии с требованиями ФАП-135, и в настоящее время ожидается решение.
В конце июня по заказу "Аэрофлота" один из заводов "Росатома" выпустил первую установочную партию замков (50 штук) для багажно-грузовых отсеков всего флота Airbus А320/321, оборудованных системой контейнерной загрузки багажников. Замки для фиксации контейнеров начнут устанавливаться в ближайшие недели во время выполнения форм периодического техобслуживания. Эти детали отечественного производства дешевле на 40% относительно оригинальной запчасти и не уступают им по качеству и требованиям безопасности, сказали в авиакомпании.
- На указанных компонентах отрабатывался процесс разработки, изготовления, испытаний и сертификации авиадеталей, - уточнили в "Аэрофлоте". - Наиболее востребованными сейчас остаются различные фильтры, колеса, элементы интерьера, масла и прочие детали, которые меняются регулярно в соответствии с плановыми формами технического обслуживания.
В "Росатоме" подтвердили "Известиям" расширение сотрудничества с "Аэрофлотом", однако от подробных комментариев отказались. "Известия" направили запросы в Минтранс и Росавиацию.
"Проба пера" в авиастроении
По словам исполнительного директора агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, атомный гигант имеет компетенции в инжиниринге, располагает производственным потенциалом и технологиями, а также видит необходимость в диверсификации деятельности. Поэтому совместный проект важен и для "Росатома", и для "Аэрофлота", а в перспективе и для других российских перевозчиков и авиапроизводителей.
Эксперт отметил, что "Росатому" потребуется пройти аудиты со стороны российских авиавластей и получить лицензию Минпромторга и сертификаты Росавиации. При этом для того, чтобы поставлять запчасти на Airbus и Boeing перевозчиков РФ, каких-либо разрешений со стороны западных производителей не требуется. Российские авиакомпании не выполняют полеты в эти регионы, поэтому вопрос о том, как к этому отнесутся в США или Евросоюзе, не стоит.
- Дружественные и нейтральные страны признают легитимность решений российских авиавластей, и этого достаточно, - пояснил Олег Пантелеев.
В дальнейшем, по словам эксперта, отечественные компании смогут наращивать номенклатуру изделий для иностранных самолетов и для некогда совместных программ, таких как Sukhoi Superjet 100. Если на первом этапе речь шла преимущественно о фильтрах, прокладках, элементах интерьера, других расходных материалах, то вскоре могут появиться отечественные аналоги для агрегатов шасси, гидравлики, системы кондиционирования воздуха и даже для силовых установок, считает эксперт.
- "Росатом" уже хорошо себя зарекомендовал. Когда встала необходимость быстро разработать материалы для замены санкционных импортных композитов для крыла МС-21, то помогли институты госкорпорации, - сказал "Известиям" главный редактор Avia.ru, авиаэксперт Роман Гусаров. - Для иностранных машин пока изготавливаются несложные комплектующие, такие как фильтры, резина, колеса, трубки, смазки и прочее, но вот делать что-то более серьезное смысла нет. Затраты на разработку и внедрение запасных частей для сложных технических узлов иностранных самолетов сопоставимы с проектированием и освоением деталей для новых лайнеров.
По словам эксперта, имеющиеся у отечественных авиакомпаний Airbus и Boeing прослужат еще лет десять, а затем их выведут из состава флота и заменят отечественными самолетами. Поэтому разрабатывать детали лучше для российских лайнеров, а иностранные ремонтировать за счет "серых" поставок, полагает эксперт.
- У "Росатома" сейчас непростые времена, когда он переживает сложности с экспортными рынками - как по строительству АЭС, так и по поставкам сборок ТВЭЛ, - пояснил "Известиям" заместитель руководителя аналитического центра ГоснИИ ГА Андрей Крамаренко. - Диверсификация и расширение бизнеса - это "проба пера", чтобы вместе с "Аэрофлотом" получить компетенции по разработке и сертификации авиакомпонентов и потом пойти в более серьезные вещи.
Эксперт оценил такую работу как "игру вдолгую", чтобы стать квалифицированным поставщиком, отработав начальный этап по браку, надежности, логистике, техподдержке. Ведь пока мало желающих вкладываться в столь серьезные проекты на фоне долгосрочной неопределенности, пояснил он.
Автор: Владимир Гаврилов
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 26, 2024
Генеральным директором провайдера "Аэрофлот Техникс" станет Марат Терещенко
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Пассажирам Nordwind теперь доступны Отели Островка
Ноябрь 26, 2024
В аэропорту Домодедово открылся сервис по ремонту мобильных устройств