О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе

Отечественные комплектующие для иностранных самолетов "Аэрофлота" разрабатывает и производит дивизион "Росатома"

Площадка для выпуска в России деталей для самолетов Airbus и Boeing будет готова уже в августе. "Росатом" и "Аэрофлот" завершат реконструкцию такого промышленного комплекса, рассказали в авиакомпании. Там планируется выпускать компоненты для систем кондиционирования, электроснабжения и освещения самолетов, а также элементы аварийно-спасательного, кислородного и противопожарного оборудования. Все отечественные аналоги будут иметь сертификаты и допуск авиавластей к использованию на иностранных лайнерах.

Больше российских деталей

О начале такого сотрудничества "Росатома" и "Аэрофлота" было объявлено еще на полях VIII Восточного экономического форума в сентябре 2023 года. Тогда генеральный директор "Росатома" Алексей Лихачев заявил, что в скором времени будет создана промышленная база для выпуска авиационных комплектующих для самолетов иностранного производства. Необходимость в этом возникла после введения санкций на поставки запчастей в Россию. На форуме между двумя компаниями был подписан меморандум о стратегическом партнерстве в сфере разработки, испытаний, производства и обслуживания авиационной техники.

Разработкой авиадеталей занялся дивизион госкорпорации "Росатом" - АО "Наука и инновации". Уже реализован проект по импортозамещению воздушных фильтров для систем подачи и рециркуляции воздуха в салонах самолетов Boeing и Airbus. Конструкторское решение по заданию "Аэрофлота" разработали специалисты Физико-энергетического института им. А.И. Лейпунского (ГНЦ РФ - ФЭИ), входящего в научный дивизион "Росатома". Как рассказали "Известиям" в "Аэрофлоте", там же налажено и их производство. Расчетный ресурс отечественных фильтров превышает показатели зарубежных аналогов на 20–25%.

В авиакомпании также сообщили, что в 2024 году "Росатом" существенно расширит поставки комплектующих для авиации в рамках программ импортозамещения. В августе планируется завершение реконструкции производственного комплекса, предназначенного для восстановительных ремонтов компонентов бортового оборудования лайнеров "Аэрофлота" иностранного производства. В нем должны ремонтироваться и обслуживаться системы кондиционирования, электроснабжения и освещения Airbus и Boeing. Также планируется выпуск бытового, аварийно-спасательного, кислородного и противопожарного оборудования.

Параллельно идет сертификация продукции по стандартам Федеральных авиационных правил (ФАП-109). В ближайший месяц "Росатом" подаст заявку на получение одобрения производственных мощностей (сертификат ФАП-21G) для изготовления металлических, пластиковых, композиционных изделий для авиации, добавили в "Аэрофлоте".

Как сообщали ранее в "Росатоме", подразделение топливного дивизиона госкорпорации, а именно Чепецкий механический завод (АО "ЧМЗ") освоил изготовление титановых прутков для авиаотрасли. В настоящее время ЧМЗ освоена технология производства четырех титановых сплавов и более 20 изделий титановой продукции для авиации.

- Это можно считать точкой формирования нового авиационного направления в "Росатоме", - рассказали "Известиям" в пресс-службе "Аэрофлота". - Вся работа ведется в тесном взаимодействии с конструкторским департаментом "Аэрофлота" и Росавиацией.

Там также отметили, что на предприятиях атомной отрасли создается централизованная система сертифицированного авиационного производства, необходимого для импортозамещения компонентов и расходных материалов воздушных судов. Часть лабораторий уже проверила Росавиация на предмет их обязательной аккредитации в соответствии с требованиями ФАП-135, и в настоящее время ожидается решение.

В конце июня по заказу "Аэрофлота" один из заводов "Росатома" выпустил первую установочную партию замков (50 штук) для багажно-грузовых отсеков всего флота Airbus А320/321, оборудованных системой контейнерной загрузки багажников. Замки для фиксации контейнеров начнут устанавливаться в ближайшие недели во время выполнения форм периодического техобслуживания. Эти детали отечественного производства дешевле на 40% относительно оригинальной запчасти и не уступают им по качеству и требованиям безопасности, сказали в авиакомпании.

- На указанных компонентах отрабатывался процесс разработки, изготовления, испытаний и сертификации авиадеталей, - уточнили в "Аэрофлоте". - Наиболее востребованными сейчас остаются различные фильтры, колеса, элементы интерьера, масла и прочие детали, которые меняются регулярно в соответствии с плановыми формами технического обслуживания.

В "Росатоме" подтвердили "Известиям" расширение сотрудничества с "Аэрофлотом", однако от подробных комментариев отказались. "Известия" направили запросы в Минтранс и Росавиацию.

"Проба пера" в авиастроении

По словам исполнительного директора агентства "АвиаПорт" Олега Пантелеева, атомный гигант имеет компетенции в инжиниринге, располагает производственным потенциалом и технологиями, а также видит необходимость в диверсификации деятельности. Поэтому совместный проект важен и для "Росатома", и для "Аэрофлота", а в перспективе и для других российских перевозчиков и авиапроизводителей.

Эксперт отметил, что "Росатому" потребуется пройти аудиты со стороны российских авиавластей и получить лицензию Минпромторга и сертификаты Росавиации. При этом для того, чтобы поставлять запчасти на Airbus и Boeing перевозчиков РФ, каких-либо разрешений со стороны западных производителей не требуется. Российские авиакомпании не выполняют полеты в эти регионы, поэтому вопрос о том, как к этому отнесутся в США или Евросоюзе, не стоит.

- Дружественные и нейтральные страны признают легитимность решений российских авиавластей, и этого достаточно, - пояснил Олег Пантелеев.

В дальнейшем, по словам эксперта, отечественные компании смогут наращивать номенклатуру изделий для иностранных самолетов и для некогда совместных программ, таких как Sukhoi Superjet 100. Если на первом этапе речь шла преимущественно о фильтрах, прокладках, элементах интерьера, других расходных материалах, то вскоре могут появиться отечественные аналоги для агрегатов шасси, гидравлики, системы кондиционирования воздуха и даже для силовых установок, считает эксперт.

- "Росатом" уже хорошо себя зарекомендовал. Когда встала необходимость быстро разработать материалы для замены санкционных импортных композитов для крыла МС-21, то помогли институты госкорпорации, - сказал "Известиям" главный редактор Avia.ru, авиаэксперт Роман Гусаров. - Для иностранных машин пока изготавливаются несложные комплектующие, такие как фильтры, резина, колеса, трубки, смазки и прочее, но вот делать что-то более серьезное смысла нет. Затраты на разработку и внедрение запасных частей для сложных технических узлов иностранных самолетов сопоставимы с проектированием и освоением деталей для новых лайнеров.

По словам эксперта, имеющиеся у отечественных авиакомпаний Airbus и Boeing прослужат еще лет десять, а затем их выведут из состава флота и заменят отечественными самолетами. Поэтому разрабатывать детали лучше для российских лайнеров, а иностранные ремонтировать за счет "серых" поставок, полагает эксперт.

- У "Росатома" сейчас непростые времена, когда он переживает сложности с экспортными рынками - как по строительству АЭС, так и по поставкам сборок ТВЭЛ, - пояснил "Известиям" заместитель руководителя аналитического центра ГоснИИ ГА Андрей Крамаренко. - Диверсификация и расширение бизнеса - это "проба пера", чтобы вместе с "Аэрофлотом" получить компетенции по разработке и сертификации авиакомпонентов и потом пойти в более серьезные вещи.

Эксперт оценил такую работу как "игру вдолгую", чтобы стать квалифицированным поставщиком, отработав начальный этап по браку, надежности, логистике, техподдержке. Ведь пока мало желающих вкладываться в столь серьезные проекты на фоне долгосрочной неопределенности, пояснил он.

Автор: Владимир Гаврилов
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка