Росавиация
13 июня 2024, 08:40
Дмитрий Ядров рассказал о снятии административных барьеров для развития рынка БАС
Об этом руководитель Росавиации Дмитрий Ядров рассказал на сессии "Цифровое небо: технологии глобального лидерства России для массового применения беспилотной авиации" в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2024). Дискуссию вел специальный представитель президента России по вопросам цифрового и технологического развития, генеральный директор АНО "Платформа Национальной технологической инициативы" Дмитрий Песков.
Пресс-служба Росавиации публикует краткий пересказ выступления руководителя агентства:
О развитии беспилотной авиации
Воздушный транспорт можно условно разделить на пилотируемый (классический) и беспилотный сегменты. Пока в небе они, по сути, существуют отдельно. Но в дальнейшем пилотируемая и беспилотная авиация будут выполнять полеты в едином воздушном пространстве.
В феврале 2023 года президент России Владимир Путин объявил о создании национального проекта по БАС. Его цель - "обеспечить возможности для широкой эксплуатации дронов и, что крайне важно, высокий уровень локализации их производства", указал глава государства.
На тот момент, около полутора лет назад, в стране не было ни одной авиакомпании, эксплуатирующей дроны, напомнил в ходе своего выступления Дмитрий Ядров. "Сейчас их 37, в их структуре находится 692 машины", - добавил руководитель Росавиации. По его словам, парк дронов будет только расти, в том числе благодаря механизму гражданского госзаказа, который сейчас формируется.
При этом в России на государственный учет в середине мая поставлен 100-тысячный дрон в самой популярной категории беспилотных воздушных судов (БВС): массой от 150 граммов до 30 килограммов. Росавиация приняла более 10 заявок на получение сертификатов типовой конструкции дронов весом более 30 кг, поэтому в перспективе количество беспилотников среднего и тяжелого класса в стране будет только расти. На этом фоне, надо быстрее решать вопросы по интеграции дронов в единое воздушное пространство. Но сосуществование БАС, самолетов, вертолетов и других пилотируемых летательных аппаратов должно быть гармоничным.
О барьерах для доступа беспилотников в воздушное пространство
Пока из 89 субъектов Российской Федерации только 48 регионов, с учетом отлаженной системы оперативных штабов, позволяют получать разрешение на доступ дронов к воздушному пространству, рассказал Дмитрий Ядров. Администрации 41 субъекта до сих пор не приняли рекомендации и поручения по снижению барьеров. "Сейчас это самое основное, что препятствует (более массовым) полетам беспилотников", - указал глава Росавиации. При этом в 2023 году в рамках работы правительственной комиссии по развитию БАС количество нормативных актов и административных барьеров, препятствующих развитию беспилотной сферы, сократилось, добавил он.
Так, для массового использования агродронов, выполняющих полеты на высотах до 10 м, допускается их эксплуатация после получения сертификата типа по уже упрощенному пути через декларативный метод подтверждения соответствия типовой конструкции требованиям норм летной годности.
Безусловно, еще остаются области, в которых рационально продолжать снижать количество административных барьеров. "Но если, к примеру, посмотреть на практику подачи заявлений для установления зон для беспилотной авиации, то этот механизм практически не пытаются применить", - заметил Дмитрий Ядров. Из поступивших на рассмотрение примерно 650 зон только 19 доработаны муниципалитетами до практической реализации.
О сертификации беспилотников
В адрес Росавиации порой звучит критика по поводу сертификации беспилотников. Но в конце 2023 года агентство выдало первые сертификаты летной годности на произведенные в Китае дроны массой более 30 кг. "Человек, который никак не связан с гражданской авиацией, позвонил в колл-центр агентства, где ему пояснили, что делать. По акту единичной оценки он прошел в течение полутора месяцев проверку и получил документ", - рассказал Дмитрий Ядров. Пока сертификаты летной годности есть у двух машин.
По словам руководителя Росавиации, процедура получения сертификата типа упрощается, также нашли способы снизить стоимость сертификационных работ. Да, остается барьер, связанный с подготовкой кадров для эксплуатации БВС массой более 30 кг. Но и этот вопрос будет решен в сентябре этого года, когда вступят в силу поправки в федеральные авиационные правила.
Специалисты агентства продолжают участвовать в других проектах, которые направлены на дальнейшее снижение барьеров, замедляющих развитие этого сегмента.
При этом напрашивается вопрос к отечественным разработчикам дронов: те же компании, занимающиеся развитием сельского хозяйства, несмотря на работу государства в интересах беспилотного рынка, будут вынуждены продолжать закупать БАС китайского производства?
Авторские права на данный материал принадлежат «Росавиация». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы