О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Долгий взлет: когда выпустят первый белорусский самолет и каким он будет?

Заявления о начале белорусского самолетостроения слышны все чаще. Пытаемся проследить путь этого проекта и понять, что он обещает и какие "воздушные ямы" должен обойти

Беларусь называют и атомной державой, и космической (еще со времен запуска спутника "БелКА" в 2012 году).

А вот в мировой "авиаклуб"  до сих пор так и не вошли - своего самолета пока нет. Хотя и это, как обещают, лишь вопрос времени.

Портал Tochka.by решил выяснить, какой самолет и на каком заводе Беларусь планирует выпускать, а главное - когда он появится.

Партнером проекта станет Россия

Хотя ранее российская и белорусская стороны не раз заявляли о совместных планах по развитию самолетостроения, предметные разговоры о том, что в Беларуси появится свой авиазавод по выпуску гражданских самолетов, начались полгода назад - 15 июня 2023 года.

Тогда на Петербургском международном экономическом форуме заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов впервые выдал конкретику.

"Нам важно запустить проекты в области авиации и станкоинструментальной промышленности. В частности, по организации на территории Республики Беларусь производства 19-местного турбовинтового самолета на базе 558-го ремонтного завода", - заявил российский чиновник, его цитировала БелТА.

После этих слов стало ясно, что активная работа над проектом начата.

От слов к делу

Этот вывод подтвердился 10 июля 2023 года, когда на выставке "Иннопром-23" в Екатеринбурге подписали "план мероприятий по реализации проекта по производству двухмоторных 19 местных самолетов".

Тогда глава белорусского Совмина Роман Головченко уверил, что это ознаменует собой переход Беларуси в клуб стран-авиапроизводителей, а первый отечественный пассажирский самолет для коммерческой авиации "начнет совершать полеты в 2027-2028 годах".

Судя по другим громким заявлениям, только этим проектом новая отрасль в Беларуси не ограничится. В июне посол Беларуси в России Дмитрий Крутой сообщил о предложении Минпромторга РФ собирать в Беларуси самолеты "Ладога" (9 мест) и "Байкал" (44 места).

А замглавы Совмина Петр Пархомчик 20 августа заявил, что в Беларуси будут производить еще и 12-местный самолет ЛМС-401.

"И очень важно, что мы сейчас… на этапе разработки, опытно-конструкторских работ. То есть наши конструкторы будут работать, разрабатывать, только потом будем это производить", - заявил Пархомчик.

Он также рассказал, что для производства этого самолета будут задействованы 407-й и 558-й заводы - Минский гражданской авиации и авиаремонтный в Барановичах соответственно.

"Потребуется строительство дополнительных производственных мощностей в части механообработки и в части строительства корпуса для сборки данных самолетов", - добавил он.

В октябре на встрече с губернатором Ульяновской области уже Александр Лукашенко заявил, что Беларусь и Россия договорились поработать над совместным выпуском самолетов для региональных перевозок.

"Это проект, ориентированный в будущее, не на один год. Капиталовложения предстоят значительные, но и положительный эффект колоссальный", - обрисовал он перспективы белорусского самолетостроения.

Правда, без конкретики. А как заявили корреспонденту Tochka.by все, у кого он интересовался перспективами проекта, "главное - деньги". И их в белорусском бюджете на этот дорогостоящий проект пока нет.

Чешские корни - российские плоды

Еще после первых заявлений в Питере о белорусско-российском самолете эксперты пояснили, что речь идет об "импортозамещении" чешского легкомоторного L-410, хорошо знакомого выпускникам летных училищ СССР и РФ.

Многоцелевой 19-местный двухмоторный турбовинтовой самолет L-410 выпускается с 1969 года. Всего произведено более 1200 машин, почти все - на заводе в Чехии, но часть и в Екатеринбурге. В основном они поставлялись в СССР и Россию для перевозки пассажиров и грузов на местных авиалиниях.

"Предназначен для эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими ВПП. Способен перевезти до 19 пассажиров или 1800 кг груза на расстояние до 1500 км", - сказано в описании.

Эти характеристики делают его важным для Минобороны и МЧС РФ, так как на российских просторах масса подобных аэродромов.

Неудивительно, что российские бизнесмены оказались заинтересованы в чешской компании-производителе Aircraft Industries, и в 2008 году именно к ним ушел контрольный пакет.

Однако, когда в 2022-м поставки комплектующих из ЕС и США в РФ прекратились, производство встало.

Российские власти заявили о том, что в 2023-м выпустят "полностью импортозамещенный" L-410. При этом в апреле 2022-го Aircraft Industries был продан россиянами чешскому оборонному холдингу.

Не взлетело

Производство "импортозамещенных" легкомоторных L-410 могло быть перспективным проектом, так как в России давно назрела необходимость замены сотен "кукурузников" (Ан-2), до сих пор повсеместно используемых в Сибири и на Дальнем Востоке. Но реализовать его не удалось.

Согласно утвержденной в России комплексной программе развития авиаотрасли, в 2022 году должны были быть отданы в эксплуатацию 18 самолетов L-410, но в первом квартале поступило лишь четыре, а после начала конфликта в Украине - ни одного, сообщали "Известия".

В итоге правительство РФ в конце августа минувшего года перенесло первые поставки уже не чешского L-410, а белорусско-российского "аналога" на 2027 год.

"В рамках совместного российско-белорусского проекта будет создана 19-местная машина, которая будет опираться на наработки по импортозамещенному L-410", - сообщил в сентябре представитель Минпромторга РФ.

Как рассказали в министерстве, самолет получит новые планер и ряд комплектующих.

Можно ли заменить все?

У отраслевых экспертов подобные обещания, впрочем, вызывают некоторые опасения. Ведь производство двигателей, не только авиационных, всегда было ахиллесовой пятой советской, а впоследствии и российской промышленности.

Например, начальник управления летной эксплуатации Росавиации Владимир Израилев в конце апреля 2023 года заявил о том, что имеющийся в распоряжении российских летных училищ парк иностранных самолетов на 50% неисправен.

"Основная проблема - это двигатели, и решения данной проблемы не просматривается", - констатировал тогда Израилев, которого цитируют "Известия".

Речь шла о Diamond DA40/DA42, Cessna 172 и о тех самых L-410.

Один из бывших сотрудников Государственного военно-промышленного комитета Беларуси рассказал корреспонденту Tochka.by, что из-за санкций РФ не может не только производить L-410, но и обслуживать их.

"Если производство в Барановичах наладят, то это будет, прежде всего, крупноузловая сборка. Узлы будут поставляться российскими предприятиями", - сказал он.

Но уже ясно, что в обозримом будущем этих поставок из России не будет. Потому что даже на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА), который одно время собирал чешские самолеты, после введения санкций против российской авиапромышленности заявили, что производство L-410 в России организовать не получится.

Самая проблемная часть - это импортная авионика, аналогов ей на российском рынке нет, сказали там.

Да и для поддержания летной годности уже имеющегося парка, как сообщали "Известия", "потребуется заменить большое количество импортных комплектующих. А после - провести дорогостоящую и длительную сертификацию этих замен".

И в августе 2023 года УЗГА только предстояло найти источник финансирования этих работ.

С нескрываемым скептицизмом смотрел на возможность импортозамещения L-410 и главный эксперт Института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

По его словам, это будет стоить дорого, а сроки и эффект непонятны. При этом надо учитывать, что основной интеллектуальный ресурс УЗГА занят на других проектах: "Байкал" и "Ладога".

Небо, самолет, денежка

Но это далеко не единственная и не главная проблема, которую придется решить для замены "кукурузника", летающего над бескрайними российскими просторами уже более 75 лет.

Ведь для производства (пусть и "отверточного") необходимы технологии и оборудование, которых в Беларуси никогда не было, а также внушительный штат высококвалифицированных рабочих и опытных инженеров.

"Но все эти проблемы вторичны: для начала надо найти деньги на проект, а их пока нет. Если россияне дадут их, то он, как минимум, стартует, что даст серьезный импульс нашей промышленности", - заявил корреспонденту один из экспертов, связанный с Госвоенпромом.

Похоже, сказать сейчас можно одно: может, в 2027-м (по российским заявлениям) или в 2027-2028-м (по Головченко) мы и увидим полет первого белорусского самолета, который соберут под Барановичами.

Но есть большой риск, что 19-местный "аналог" будет ровно таким же белорусским, как и когда-то автомобиль: крупноузловой сборки из импортных запчастей.
Авторские права на данный материал принадлежат «Новый Гродно». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка