ИрСити.ру
12 июля 2024, 07:46
"Его надо полностью переделать". Эксперты объяснили, зачем строить новый аэропорт Иркутска
Стройку оценили в 200 млрд рублей
"Ужасный аэропорт"
Строительство нового аэропорта назрело давно, считают опрошенные "ИрСити" эксперты. "Это ужасный аэропорт, надо его полностью переделывать: полосу, перрон, стоянки", - заметил пилот гражданской авиации, бывший капитан А-320 Андрей Литвинов. По его словам, иркутский аэропорт нельзя назвать удобным.
- Во-первых, там маленький аэровокзал, в нем все как-то скомкано. Вроде снаружи симпатично смотрится, но для Иркутска, для такой большой области, как Иркутская, нужно сделать его более удобным. В этом плане хорошие есть примеры аэровокзалов в Ростове-на-Дону или в Самаре. Во-вторых, аэропорт маленький и неудобный, если делать его хабом для направления за границу и по Сибири. Поэтому нужно решать множество проблем: требуется новая взлетно-посадочная полоса с предусмотренной концевой полосой безопасности. Это специальная площадка, и если самолет выкатывается за пределы ВВП, как это было с "Сибирью", он ни сам не должен пострадать, ни постройки, - подчеркнул Андрей Литвинов.
Как летчик, эксперт не считает угол захода на посадку в иркутском аэропорту опасным, но подчеркивает, что он все-таки сложный. "Очень крутая глиссада. Но это как раз из-за полосы, там такая схема захода. Поэтому полосу надо удлинять, а схему переделывать. Но все зависит, конечно, от рельефа местности", - уточнил Литвинов. По его мнению, новый аэропорт нужно строить за пределами Иркутска, но все-таки недалеко от города, чтобы было удобно до него добираться.
Директор по стратегии инвестиционной компании "Финам" Ярослав Коробочкин считает, что необходимость нового аэропорта очевидна. В прошлом году иркутский авиаузел обслужил 3,7 миллиона пассажиров, что делает его одним из крупнейших региональных аэропортов России.
- Иркутск может стать важным пересадочным узлом для направлений в Китай, а также поддержать растущий туризм на Байкал. Старая инфраструктура аэропорта требует модернизации или замены для обеспечения безопасности и комфорта пассажиров, - добавил Коробочкин.
По его словам, создание нового аэропорта может существенно увеличить пассажиропоток. Примером может служить все тот же аэропорт Платов в Ростове-на-Дону, где количество обслуженных пассажиров значительно выросло благодаря улучшенной инфраструктуре и новым маршрутам.
"Аэропорт нужно отдать в федеральную собственность"
По мнению директора по стратегии инвестиционной компании "Финам" Ярослава Коробочкина, 200 миллиардов рублей - вполне реальная стоимость строительства аэропорта с нуля.
- Стоимость строительства нового аэропорта с нуля со всей необходимой инфраструктурой действительно может составлять порядка 200 млрд рублей. Это объясняется необходимостью значительных инвестиций в строительство взлетно-посадочной полосы, терминалов, дорожной сети, коммуникаций и прочей инфраструктуры. В отличие от модернизации существующих аэропортов, создание нового требует большей суммы средств. Другие аэропорты в России могли стоить меньше из-за меньшего объема работ, существующих элементов инфраструктуры или меньшего масштаба проектов, - подчеркнул эксперт.
По его словам, подобные масштабные проекты легче реализовать, если аэропорт будет находиться в федеральной собственности.
- Федеральное финансирование обеспечивает стабильное и значительное вливание средств, что важно для крупных инфраструктурных проектов. Региональная собственность может ограничивать возможности по финансированию, в то время как частная собственность требует значительных вложений от частных компаний, что может создать риски недостатка средств, - уточнил Коробочкин.
По его оценкам, за 5 лет вполне реально построить новый аэропорт со всей инфраструктурой, но при условии стабильного финансирования, четкого планирования и профессионального управления проектом.
Летчик и авиаэксперт Андрей Литвинов заметил, что наличие красивого аэровокзала не делает аэропорт удобным и хорошим. "Аэропорт - это не аэровокзал. Люди думают, что построили красивые здания аэровокзала и все, у нас хороший в городе аэропорт. С точки зрения летчика, с точки зрения сотрудника аэропорта, профессионала, это ничто. Это так же, если вы построили красивый дом, но участок у вас весь заросший бобылем. Да,. хорошие и красивые аэровокзалы построят и сдадут в аренду, но нужно ставить дорогостоящее оборудование, надо переделывать полосу, то есть нужно вложить очень большие деньги, чтобы сделать инфраструктуру аэропорта современной", - уточнил он.
По словам авиаэксперта, нет разницы, в чьей собственности находится аэропорт, главное, чтобы проекты реализовывались. Какая вам разница, кто будет владельцем этого аэропорта, область или федерация? Пусть делают, пусть вкладывают деньги. Пусть у вас в Иркутске будет современный, красивый и безопасный аэропорт", - пожелал эксперт.
Иркутский аэропорт входит в двадцатку крупнейших в России, но уже не справляется с растущим турпотоком. Кроме того, инфраструктура давно устарела. В 2015 году его передали из федеральной в региональной собственности с условием строительства нового авиаузла и реконструкции старого. Недавно эксперты включили иркутский аэропорт в топ-5 худших аэровокзалов страны.
В качестве площадки для нового аэропорта рассматривается деревня Позднякова. Ее согласовали с Минобороны только в 2022 году. Потом стало известно, что власти рассчитывают начать строительство нового аэропорта в 2028 году. Торги по выбору инвестора планировали провести в 2023 году, однако пока этого сделано не было. Сейчас обсуждается передача аэропорта обратно в федеральную собственность, а оперативное управление, предполагается, будет у "Ростеха".
Так как за последние 20 лет строительство нового аэропорта в Иркутске начать так и не удалось, власти решили модернизировать имеющийся, а именно построить новый терминал прилета, которую многие за внешнее сходство сравнивают с ангаром. Эскизный проект быстровозводимого некапитального павильона "Прилет" раскритиковали российский блогер и урбанист Илья Варламов* (внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов) и digital-художник Сергей Чащин. Иркутская студия архитектуры и дизайна "Резеда" в соцсетях показала свой проект временного терминала аэропорта города, и он не похож на ангар из профлиста, в отличие от того проекта, который планируют реализовать региональные власти и который возмутил Союз архитекторов региона. После критики дизайн сменили, но по своей сути он изменился не сильно. Терминал стоимость полмиллиарда рублей должен открыться осенью.
Автор: Ксения Власова
Авторские права на данный материал принадлежат «ИрСити.ру». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Сентябрь 19, 2024
Акции ПАО "Аэрофлот" включены в индекс наиболее ликвидных акций Московской биржи
Сентябрь 20, 2024
Авиакомпания flydubai на 18 часов задерживает вылет из Внуково в Дубай
Сентябрь 20, 2024
Липецкий аэропорт в шаге от открытия duty free
Сентябрь 20, 2024
Вдобавок к 7 млрд: аэропорт Казани выделил деньги на замену асфальта