О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Экспертная оценка: какие задачи решает Сертификационный центр ЦИАМ

Гражданскую авиацию недаром называют самым безопасным средством передвижения: процент несчастных случаев в воздухе, по сравнению с наземным транспортом, до сих пор остается самым низким. Во многом это обусловлено высокими требованиями, которые предъявляются к авиационной технике. Самое главное из них – безопасность эксплуатации.

Для подтверждения возможности надежного использования, авиация проходит процедуру сертификации, направленную на оценку сертифицируемого объекта критериям, установленным в нормативно-правовых стандартах и требованиях.

Об опыте в сертификации авиационных двигателей, одних из самых наукоемких и высокотехнологичных изделий, целях и задачах Сертификационного центра Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") в интервью журналу "АвиаСоюз" рассказал генеральный директор Института Андрей Козлов.

"АС": Андрей Львович, ЦИАМ обладает большим опытом в сертификации авиационной техники. Как давно Институт занимается этим направлением?

А.К.: Опыт Института в вопросах разработки, испытаний и доводки авиационной техники и, в частности, двигателей, в обеспечение их сертификации, начал формироваться с момента основания ЦИАМ. С созданием в Тураево испытательной площадки, которая со временем превратилась в уникальный единственный в Европе комплекс по возможностям воспроизведения условий полета, в вопросах испытаний на различных этапах создания силовых установок Институт стал, по сути, незаменим. С каждым годом ЦИАМ развивал свои компетенции и постепенно приобрел для страны стратегически важное значение как уникальный научно-методический и испытательный центр с широкими возможностями стендовой базы. Каждый российский авиационный двигатель, его компоненты, узлы и системы проходили испытания в стенах Института, получали заключения, подготовленные нашими экспертами. Разумеется, в дальнейшем при получении двигателем сертификата типа эти испытания и их результаты имели весомое значение.

Учитывая опыт и испытательные возможности Института, создание в 2017 г. в ЦИАМ Сертификационного центра (СЦ ЦИАМ) стало вполне закономерным. В том же году он был аккредитован Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиацией) в качестве компетентного и технически независимого сертификационного центра объектов гражданской авиации.

СЦ ЦИАМ привлекается Росавиацией к участию в сертификации, обеспечивающей получение сертификатов типа, одобрения главных изменений, работ по квалификации комплектующих изделий. Работы выполняются в области гражданской авиационной техники в части авиационных двигателей, вспомогательных силовых установок и трансмиссий вертолетов.

Компетенции специалистов Сертификационного центра ЦИАМ позволяют оценивать результаты сертификационных работ не только российских, но и зарубежных образцов авиатехники. Кроме того, наши эксперты участвуют в разработке методических рекомендаций, подтверждающих соответствие нормам летной годности, и других нормативно-технических документов.

Мы искренне и по праву гордимся тем, что все отечественные двигатели разрабатывались и получали путевку в производственную жизнь при активном участии ЦИАМ. Приятно признавать, что эти процессы не прекращались все 95 лет существования Института.

"АС": Какие задачи стоят перед Сертификационным центром ЦИАМ?

А.К.: Самая главная наша задача –проведение своевременной экспертизы сертификационной документации в сжатые сроки и в условиях большого количества работ, в которых ЦИАМ принимает участие. Авиационной техники в настоящий момент сертифицируется действительно много.

Однако, такой цейтнот нас не пугает: выручает большой опыт взаимодействия с Росавиацией, Авиарегистром России и Заявителями – разработчиками-изготовителями авиационной техники. ЦИАМ здесь занимает, можно сказать, уникальную позицию. Его высококвалифицированные специалисты одинаково хорошо разбираются в требованиях к нормам летной годности и в методах, подтверждающих соответствия им.

"АС": Сертификацией каких двигателей в последнее время занимается СЦ ЦИАМ?

А.К.: Почти всех, что в настоящее время устанавливают или планируют установить "на крыло" отечественных летательных аппаратов: двигателей ПД-14, ПД-8, ТВ7-117СТ-01, ТВ7-117СТ-02, ВК-650В, ВК-1600В, ВК-800СП и др. ЦИАМ плотно взаимодействует с предприятиями-изготовителями авиационной техники, проводит целый ряд сертификационных испытаний.

Кроме того, Сертификационный центр Института принимает участие в проведении работ в части получения одобрений главных изменений двигателей ПД-14, ПС-90А1, ТА18-200 (модель ТА18-200МСМ серия 1), ТА14-044 и др. Помимо этого, ведутся квалификационные работы для систем автоматического управления двигателей.

"АС": Недавно двигатель ВК-650В получил сертификат типа. В каких работах был задействован ЦИАМ?

А.К.: Работы по созданию нового турбовального двигателяВК-650В, его испытаниям и сертификации велись нашим Институтом совместно с "ОДК-Климов" с 2019 г. Как и всегда, ЦИАМ методически сопровождал изделие на всех этапах его создания, проводил расчеты и проектирование компрессора, других ответственных частей двигателя. Был выполнен большой объем инженерных и сертификационных испытаний, по результатам которых были подтверждены характеристики в ожидаемой области эксплуатации и соответствие типовой конструкции применимым требованиям.

Большая ответственность легла на плечи Сертификационного центра ЦИАМ. Несмотря на крайне сжатые сроки и внушительный объем рассматриваемой сертификационной документации, СЦ ЦИАМ организовал большую целенаправленную работу экспертов и специалистов Института, позволившую в запланированный срок согласовать всю сертификационную документацию.

В будущем по ВК-650В нам предстоит большой объем сертификационных работ в части получения одобрений главных изменений.

"АС": Какие существенные трансформации произошли в сертификации авиационной техники, в частности в авиационных двигателях, за последние несколько лет?

А.К.: В начале 2024 г. Росавиацией и Авиарегистром России начала реализовываться так называемая схема "одного окна". Она предполагает взаимодействие сертификационных центров не с заявителем, а с Авиарегистром, хотя до этого было все наоборот и диалог происходил напрямую.

Вместе с тем изменилась форма участия сертификационных центров в процессах сертификации: раньше эксперты согласовывали сертификационные документы, а теперь готовят экспертные заключения на них. Пока у СЦ ЦИАМ еще не было опыта работа по новой схеме, но в ближайшем будущем этот опыт появится.

"АС": Как Вы оцениваете последние регуляторные инициативы с точки зрения совершенствования системы сертификации?

А.К.: Пока рано говорить о том, насколько положительно или отрицательно скажется новая схема на процедуре сертификации. По замыслу авторов, такой формат призван сократить сроки и уменьшить стоимость работ. Будущее покажет.

"АС": Каков основной набор сертификационных испытаний для авиационных двигателей? Где закреплен этот перечень?

А.К.: В основном в рамках сертификации проводятся испытания на попадание посторонних предметов –птицы, града, дождя, а также испытания на обледенение, обрыв вала и лопатки вентилятора, разгонные, ресурсные и огневые испытания, термо-, тензометрирование и др. Перечень пунктов сертификационного базиса, методы и методики определения соответствия, а также перечень доказательных документов содержатся в программе сертификационных работ, которую разрабатывает заявитель.

"АС": Какие основные документы необходимо предоставить, чтобы пройти процедуру сертификации? Достаточно ли заключения единственного Сертификационного центра?

А.К.: Список документов, которые необходимо предоставить заявителю для подачи заявки в уполномоченный орган – в данном случае, в Росавиацию – и порядок проведения сертификационных работ определен в ФАП-21 (Федеральные авиационные правила Часть 21). В соответствии с положениями указанного документа, при необходимости Авиарегистр России привлекает Сертификационные центры для выдачи экспертных заключений. В этой работе могут участвовать несколько таких центров.

"АС": Андрей Львович, благодарю Вас за интересное и информативное интервью.
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка