О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Эксперты объяснили роль авиаинфраструктуры Якутии в экономическом повороте России на Восток

Глава Якутии Айсен Николаев открыл реконструированный аэропорт "Нерюнгри" в поселке Чульма Нерюнгринского района

Все работы на объекте проходили в рамках президентского проекта "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры". Из федерального бюджета на проведение работ выделили более 9 млрд руб., это позволило обновить взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки, перроны, коммунальную инфраструктуру, построить новое служебно-пассажирское здание. "Мы долго шли к этому событию. Благодаря решениям правительства Российской Федерации, "Комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры", который реализуется по поручению нашего президента Владимира Путина проделана большая работа. Я искренне рад за нерюнгринцев, которые сегодня, спустя много десятилетий, получили настоящий аэровокзальный комплекс, достойный столицы Южной Якутии. Он, конечно, также позволит нам ускоренными темпами развивать эту территорию", - отметил Николаев на церемонии открытия.

"Нерюнгри" - десятый аэропорт, реконструированный в рамках президентской программы. До этого масштабные работы по модернизации провели в аэропортах в Белой Горе, Верхневилюйске, Вилюйске, Депутатском, Жиганске, Сангарах, Хандыге, Черском и Якутске. По количеству обновленных аэропортов регионального значения и объемам федеральной поддержки Якутия уверенно лидирует среди остальных регионов.

Успехи развития авиаинфраструктуры республики - это результат планомерной работы региональных властей на федеральном уровне, говорит председатель правления Ассоциации "Технологическая платформа "Авиационная мобильность и авиационные технологии" Алексей Ким. "Здесь им нужно отдать должное - в отличие от многих других регионов, правительство Якутии проявляет высокую активность", - сказал эксперт. Именно авиаперевозки на сегодняшний день являются основным и круглогодичным способом связи между населенными пунктами, расположенными на огромном расстоянии друг от друга, продолжает Ким. Так, он напомнил, например, что от Якутска до поселка Черский на северо-западе региона, где в ноябре 2023 г. тоже открылся обновленный аэропорт, - 1,6 тыс. км, не связанных ни железной, ни постоянной автомобильной дорогами.

Что касается конкретно аэропорта "Нерюнгри", то он важен не только для Якутии, но и для других регионов ДФО, что подчеркивает важность его содержания на надлежащем уровне. "Во-первых, Нерюнгри - это самый большой город на юге Якутии, о востребованности там аэропорта можно судить по цифрам: до реконструкции пассажиропоток был на уровне 170-180 тыс. пассажиров в год, а сейчас, когда все объекты введены в строй, ожидается его увеличение до 300 тыс. человек в год. Во-вторых, этот аэропорт является запасным не только для аэропорта Якутска, но и для Чукотки, Магаданской области и, по-моему, даже для Камчатки", - отметил Ким. "Кроме того, Южная Якутия - это угольные месторождения, многие добывающие предприятия планируют и продолжают реализовывать в регионе свои крупные инвестиционные проекты, там расширяется БАМ. И в этом смысле Нерюнгри фактически становится уже транспортным хабом", - продолжает собеседник "Клуба Регионов".

По словам доктора экономических наук, директора Центра региональной политики РАНХиГС Владимира Климанова, развитие транспортной инфраструктуры Якутии - это важная государственная задача, что объясняет особое отношение федерального центра к этому региону. "Якутия занимает чуть меньше одной пятой территории России, и так или иначе инфраструктурные проекты, которые у нас запускают, не могут обойти стороной этот регион. Поскольку это ворота и на Дальний Восток, и в отдельные территории арктической зоны. Сейчас там наращивают объемы добычи самых разных полезных ископаемых, в этой связи, и с учетом поворота на Восток, который обозначился в наших экономических отношениях, значимость связанности отдельных городов Якутии с другими регионами имеет важное значение. Кроме того, следует понимать, что республика находится в сложных природно-географических условиях, что диктует увеличение стоимости работ и товаров, которые локализуются на ее территории, поэтому без федеральной поддержки реконструкция тех или иных объектов будет затруднена", - сказал эксперт.

Климанов напомнил и о другом важном проекте в рамках развития транспортной инфраструктуры региона - строительстве моста через Лену в районе Якутска. "Это еще больше оживит экономические связи внутри республики", - уверен экономист.

Накануне, выступая с посланием к республиканскому парламенту, Николаев объявил, что строительство моста начнется в ближайшие месяцы. "Наша республика становится участником глобальных экономических процессов на Востоке. На международном форуме в Пекине "Один пояс - один путь" президент Владимир Путин обозначил новые международные транспортные коридоры, среди них - и якутский, который соединит Азиатско - Тихоокеанский регион с Северным морским путем. Одним из ключевых объектов восточной транспортной системы станет наш Ленский мост", - подчеркнул руководитель региона. Также немаловажно, что с вводом Ленского моста транспортная доступность в республике увеличится с 20 до 87%.

Алексей Ким не сомневается, что внутреннее авиасообщение в Якутии не утратит актуальности и после строительства моста через Лену. "Ленский мост обеспечит связь с Якутском населенных пунктов юга и востока Якутии, а также увеличит транспортную связанность восточных регионов страны. Возможно, он совсем немного повлияет на востребованность авиаперевозок на этой территории, ведь остается еще большое количество населенных пунктов в других районах республики, а они на сегодняшний день связываются лишь авиационным транспортом. Да и для бизнеса, который занимается добычей на юге, гораздо удобнее добираться до Нерюнгри напрямую из Москвы, а не лететь до Якутска и там пересаживаться", - пояснил эксперт. При этом Ким уточнил, что, по его мнению, спрос на авиаперевозки в Якутии сегодня пока превышает имеющиеся транспортные возможности.

Добавим, до конца 2023 г. в Якутии откроют еще один обновленный аэропорт - в поселке Усть-Неры. А в 2024 г. запустят аэропорты в Мирном, Олекминске и Полярном, где сейчас тоже обновляют взлетные полосы и всю остальную инфраструктуру.

В целом стоит отметить, что в Якутии реализуют широкую программу модернизации всех транспортных путей. Так, в рамках взаимодействия правительства республики с крупными компаниями, действующими в регионе, корпорации "Ростех" и "Селигдар" планируют вложить 375 млн долларов в создание круглогодичной дороги, обновить аэропорт Усть-Куйги и построить  глубоководный порт в селе Найба; "Эльгауголь" к 2025 г. собирается построить железную дорогу, которая свяжет Эльгинское месторождение и порт в Охотское море. Другой важный проект - строительство автодороги "Яна", которое в 2024 г. будет ускорено, сообщил Айсен Николаев в послании к Госсобранию. "Эта дорога свяжет огромные территории от Найбы на Северном Ледовитом океане до Хандыги на федеральной дороге "Колыма" с дальнейшим выходом к Охотскому морю. Это позволит вовлечь в хозяйственный оборот уникальные месторождения Северо-Востока Якутии, повысит транспортную доступность для жителей Арктики, радикально изменит логистику северного завоза", - заявил глава республики. Также он обратил внимание на масштабную реновацию речного флота, суда для которого будут строить и в самой Якутии на Жатайской судоверфи.
Авторские права на данный материал принадлежат «Голоса городов». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка