Ассоциация "АЭРОНЕКСТ"
29 ноября 2023, 14:25
Эксперты отрасли БАС обсудили острые темы на форум-выставке "Российский промышленник 2023"
На панельной сессии "Беспилотные технологии сегодня и завтра" специалисты и разработчики отрасли подняли вопросы сертификации, безопасности полетов с другими судами, возможность испытаний и другие важные темы
Модератором обсуждения выступила Алиса Сазанова, заместитель генерального директора по управлению проектами ГК "Аэромакс".
В рамках панельной сессии, которая завершилась 28 ноября в Санкт-Петербурге, эксперты выступили с докладами.
Специалисты сошлись во мнении, что безопасность выполнения полетов совместно с другими воздушными судами, сертификация БАС, отсутствие системных технологий являются наиболее популярными барьерами для отрасли.
Куда идет рынок?
"Основное понимание, что такое рынок, куда он идет, какие услуги и сервисы востребованы сейчас, и какие появятся в будущем понимает только сам рынок, только сама отрасль. Практики, которые оказывают услуги, знают, что заказчик захочет завтра. Какие технологии нужны, чтобы реализовать перспективные сценарии знает тоже только рынок, индустрия, эксплуатанты", - подчеркнул Глеб Бабинцев, указывая, что именно представители отрасли задают тренды.
Эксперт заявил, что государственным властям нужно вовлечено общаться с индустрией, с желанием создать то, что будет вызывать гордость за развитую индустрию.
Кадровый голод
Обсуждая тему кадров, эксперты пришли к выводу, что эту проблему нужно решать оперативно.
"Разумеется сейчас этим многие предприятия занимаются, уделяют время, но нужно заниматься еще больше, чтобы в конечном счете инженеров стало существенно больше, тех у кого горят глаза. Образование, все-таки, основа основ", - поделился исполнительный директор АО "НПП "Радар ММС" Иван Анцев.
При этом генеральный директор Ассоциации "Аэронекст" подчеркнул, что отрасль нуждается именно в классических инженерах, которые прошли качественную школу подготовки.
"Есть опасность, что сегодня все может прийти к упрощению: вместо нормального обучения мы переходим к какому-то скороспелому инструктажу", - резюмировал эксперт.
Он обратил внимание, что в подготовке специалистов для промышленности не должно быть подмены понятий.
"Змея ест себя за хвост"
По словам Бабинцева, выход новых проектов на рынок сегодня крайне затруднен.
На данный момент это связано с проблемой испытаний. Воздушный кодекс РФ допускает эксплуатацию аппаратов только при наличии у них сертификатов летной годности, а они выдаются на основании эксплуатации.
"Змея сама себя ест за хвост. Пока это нерасшиваемая проблема, хотя она актуальнейшая", - говорит Глеб Бабинцев.
Сертификация сложнейшая проблема индустрии. В Росавиации лежат заявки, которые были поданы еще 7 лет назад. Так как беспилотные системы имеют достаточно короткий жизненный цикл, нужно быстро реагировать на изменения.
Сертифицировать каждую модификацию, что будет дольше, чем сама разработка - может быть невыгодно, как разработчику, так и заказчику.
Финансирование
Эксперт обратил внимание, что отрасли пока не ясно до конца, кто и на каких условиях будет получать финансовую поддержку от государства.
"Сегодня все проекты, которые добились успеха, сделали это в основном на собственные средства. Если государство хочет это развивать, то оно должно поддерживать беспилотные технологии, но пока не до конца понятны условия этой поддержки", - подчеркнул Глеб Бабинцев.
"На разработку, на изготовление, на сертификацию и поддержание летной годности нужны деньги. Все это в конечном итоге транслируется на заказчика услуги. И либо мы платим за НИР, либо разделяем затраты с эксплуатантом, либо это частные средства", - прокомментировал руководитель отдела беспилотных авиационных систем АО "Почта России" Антон Никифоров.
По словам Антона Никифорова, государство может влить в отрасль несколько сотен миллиардов рублей, что сделает услуги беспилотной авиации выгодными для заказчиков.
"Но пройдет полгода-год, деньги закончатся, все разъедутся на новых автомобилях, а рынок не будет существовать. Когда меры поддержки закончатся, мы вернемся в ту же точку, где мы находимся сегодня", - заявил он.
Чтобы использование отечественных беспилотных механизмов стало массовым, нужно создать стимулы для их производства, а также прозрачные и комфортные для бизнеса условия эксплуатации.
Иначе сформировать достаточный спрос на беспилотники в гражданской сфере не получится, считают участники рынка.
Авторские права на данный материал принадлежат «Ассоциация "АЭРОНЕКСТ"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 26, 2024
Генеральным директором провайдера "Аэрофлот Техникс" станет Марат Терещенко
Ноябрь 27, 2024
Аэрофлоту подтвержден рейтинг НРКУ 7++ "Развитая практика корпоративного управления"
Ноябрь 27, 2024
В челябинском аэропорту зарегистрировали двухмиллионного пассажира
Ноябрь 27, 2024
Прокуроры проконтролируют соблюдение прав пассажиров задержанных рейсов из Южно-Сахалинска