О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Эксперты отрасли БАС обсудили острые темы на форум-выставке "Российский промышленник 2023"

На панельной сессии "Беспилотные технологии сегодня и завтра" специалисты и разработчики отрасли подняли вопросы сертификации, безопасности полетов с другими судами, возможность испытаний и другие важные темы

Спикерами стали: директор бизнес блока Госкорпорации "ВЭБ.РФ" Максим Дузь, руководитель отдела беспилотных авиационных систем АО "Почта России" Антон Никифоров, генеральный директор Ассоциации "Аэронекст" Глеб Бабинцев, исполнительный директор АО "НПП "Радар ММС" Иван Анцев, директор по развитию Sitronics KT Евгений Шишенин, управляющий партнер АФК "Система" Ахметшин Сергей.

Модератором обсуждения выступила Алиса Сазанова, заместитель генерального директора по управлению проектами ГК "Аэромакс".

В рамках панельной сессии, которая завершилась 28 ноября в Санкт-Петербурге, эксперты выступили с докладами.

Специалисты сошлись во мнении, что безопасность выполнения полетов совместно с другими воздушными судами, сертификация БАС, отсутствие системных технологий являются наиболее популярными барьерами для отрасли.

Куда идет рынок?

"Основное понимание, что такое рынок, куда он идет, какие услуги и сервисы востребованы сейчас, и какие появятся в будущем понимает только сам рынок, только сама отрасль. Практики, которые оказывают услуги, знают, что заказчик захочет завтра. Какие технологии нужны, чтобы реализовать перспективные сценарии знает тоже только рынок, индустрия, эксплуатанты", - подчеркнул Глеб Бабинцев, указывая, что именно представители отрасли задают тренды.

Эксперт заявил, что государственным властям нужно вовлечено общаться с индустрией, с желанием создать то, что будет вызывать гордость за развитую индустрию.

Кадровый голод

Обсуждая тему кадров, эксперты пришли к выводу, что эту проблему нужно решать оперативно.

"Разумеется сейчас этим многие предприятия занимаются, уделяют время, но нужно заниматься еще больше, чтобы в конечном счете инженеров стало существенно больше, тех у кого горят глаза. Образование, все-таки, основа основ", - поделился исполнительный директор АО "НПП "Радар ММС" Иван Анцев.

При этом генеральный директор Ассоциации "Аэронекст" подчеркнул, что отрасль нуждается именно в классических инженерах, которые прошли качественную школу подготовки.

"Есть опасность, что сегодня все может прийти к упрощению: вместо нормального обучения мы переходим к какому-то скороспелому инструктажу", - резюмировал эксперт.

Он обратил внимание, что в подготовке специалистов для промышленности не должно быть подмены понятий.

"Змея ест себя за хвост"

По словам Бабинцева, выход новых проектов на рынок сегодня крайне затруднен.

На данный момент это связано с проблемой испытаний. Воздушный кодекс РФ допускает эксплуатацию аппаратов только при наличии у них сертификатов летной годности, а они выдаются на основании эксплуатации.

"Змея сама себя ест за хвост. Пока это нерасшиваемая проблема, хотя она актуальнейшая", - говорит Глеб Бабинцев.

Сертификация сложнейшая проблема индустрии. В Росавиации лежат заявки, которые были поданы еще 7 лет назад. Так как беспилотные системы имеют достаточно короткий жизненный цикл, нужно быстро реагировать на изменения.

Сертифицировать каждую модификацию, что будет дольше, чем сама разработка - может быть невыгодно, как разработчику, так и заказчику.

Финансирование

Эксперт обратил внимание, что отрасли пока не ясно до конца, кто и на каких условиях будет получать финансовую поддержку от государства.

"Сегодня все проекты, которые добились успеха, сделали это в основном на собственные средства. Если государство хочет это развивать, то оно должно поддерживать беспилотные технологии, но пока не до конца понятны условия этой поддержки", - подчеркнул Глеб Бабинцев.

"На разработку, на изготовление, на сертификацию и поддержание летной годности нужны деньги. Все это в конечном итоге транслируется на заказчика услуги. И либо мы платим за НИР, либо разделяем затраты с эксплуатантом, либо это частные средства", - прокомментировал руководитель отдела беспилотных авиационных систем АО "Почта России" Антон Никифоров.

По словам Антона Никифорова, государство может влить в отрасль несколько сотен миллиардов рублей, что сделает услуги беспилотной авиации выгодными для заказчиков.

"Но пройдет полгода-год, деньги закончатся, все разъедутся на новых автомобилях, а рынок не будет существовать. Когда меры поддержки закончатся, мы вернемся в ту же точку, где мы находимся сегодня", - заявил он.

Чтобы использование отечественных беспилотных механизмов стало массовым, нужно создать стимулы для их производства, а также прозрачные и комфортные для бизнеса условия эксплуатации.

Иначе сформировать достаточный спрос на беспилотники в гражданской сфере не получится, считают участники рынка.
Авторские права на данный материал принадлежат «Ассоциация "АЭРОНЕКСТ"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка