О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Эксперты рассказали о преимуществах аэростатов в военной разведке

Аэростаты все чаще находят применение в военных целях. На что способны современные воздушные шары и чем они будут полезны в будущем, выясняла программа "Совбез".

Обнаружить и получить точные координаты важных целей помогает разведка. Роль радиолокационных станций (РЛС) могут выполнять аэростаты и дирижабли. Если установить на них локаторы и поднять на определенную высоту, они смогут видеть на сотни километров вглубь обороны противника. Чем выше летательный аппарат, тем больше радиус обзора.

В Киржаче Владимирской области находится одно из ведущих в России предприятий по проектированию и строительству аэростатов и дирижаблей для военных целей. Одной из разработок является аэростат "Гепард". Его длина составляет 26 м, а грузоподъемность до 250 кг. На него можно установить системы радиоэлектронной борьбы и разведки, автономность такого аэростата достигает трех недель. Благодаря специальному защитному покрытию он способен выдерживать большие перепады температуры и даже прямое попадание молнии.

"Можно поднимать на заданную высоту и нести на себе радиолокационные станции, станции радиоэлектронной борьбы, станции радиоэлектронной разведки, станции-ретрансляторы для обеспечения надежной и качественной связи в войсках", - рассказал начальник летного испытательного отдела научного производственного предприятия "Спец-Радио" Валерий Смирнов.

"Гепард" - сравнительно небольшой аэростат привязного типа. "Спец-Радио" выпускает и такие, которые могут поднять в воздух до 2 т полезной нагрузки, что составляет вес мощного локатора. С его помощью можно заглянуть за горизонт как минимум на 200 км в глубокий тыл противника. Сам аэростат будет находиться в безопасном месте.

"Они реально необходимы для выполнения боевых задач. И я скажу, что в мире многие страны их используют для охраны воздушного пространства. Например, в Израиле стоит на боевом дежурстве аэростатный комплекс на высоте 6 тыс. м. Сейчас Польша планирует и уже приступает к развертыванию батальона, аэростатного батальона на границе с Украиной и Белоруссией", - отметил Смирнов.

Самым высотным аэростатом на сегодняшний день считается израильский "Таль-Шамаим" с возможностями дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). С его помощью армия Израиля мониторит запуск любых самолетов и ракет в Ближневосточном регионе. По некоторым данным, размещенная на борту РЛС способна видеть даже южные границы России.

В какой-то степени подобные аэростаты могут заменить самолеты дальнего радиолокационного обнаружения. В Российской армии для этих целей применяется А-50, сделанные на базе транспортного Ил-76. Дальность обнаружения различных целей у А-50 и аэростата, если он поднимется на такую же высоту, сопоставима, при этом разница в стоимости огромна.

"Один самолет стоит $330 млн. Аэростат с похожими функциональными возможностями ДРЛО - где-то $1,5 млн. За эту цену можно поставить в войска десятки аэростатных комплексов, которые будут качественно больше давать информационного обеспечения для наших войск и ПВО", - рассказал руководитель московского отделения комиссии по воздухоплаванию Русского географического общества Сергей Бендин.

Принцип работы аэростата с радиолокационной станцией прост. Основная и самая дорогая часть системы - это радар, установленный в нижней части конструкции. На земле находятся якорная станция, к которой крепится аэростат, и командный пункт, где происходит обработка информации. Она передается по оптическому кабелю. Получив координаты той или иной цели, в дело вступают ракетные средства поражения.

Впервые аэростаты и дирижабли в боевых действиях стали массово применять на полях Первой мировой войны. Немцы бомбили с них Лондон и Париж. Во время Великой Отечественной войны воздушные крепости начали использовать для защиты советских городов. Так называемые аэростаты заграждения вставали на пути летчиков люфтваффе. В воздух поднимали несколько шаров и растягивали между ними тросы. Самолеты врезались и терпели крушение.

В условиях нынешних боевых действий на Украине, когда фронт буквально кишит всевозможными дронами, применение аэростатов заграждения может помочь в борьбе с ними. Только натягивать между шарами необходимо уже не тросы, а огромные сети, которые будут ловить беспилотники.

"Прорвавшиеся дроны, например, к нефтеперерабатывающему заводу или к нашей воинской части какой-то секретной, или складу оружия или боеприпасов, они натыкаются на эту сетку. Они механически не могут ее пролететь. Они путаются в волокнах сети, падают, естественно", - отметил Бендин.

На базе дирижаблей разрабатывали и совсем экзотические виды оружия. Американцы в середине XX века пытались приспособить их под воздушные авианосцы и создали пару опытных экземпляров. Они несли несколько легких самолетов, которые сбрасывали в определенной точке. Однако впоследствии от идеи отказались из-за большого количества авиакатастроф.

Концепцию дирижабля-авианосца уже в наши дни возродили в Долгопрудненском бюро автоматики. Предполагается, что концепт "Аэросмена" будет нести беспилотники. Дирижабль имеет дискообразную форму диаметром 180 м и высотой 36 м. При собственной массе 120 т аппарат сможет брать до 200 т полезного груза. Максимальная дальность полета составит 5 тыс. км.

"Дроны вылетают из люка дирижабля, а потом возвращаются и получают необходимую перезарядку. Ресурс дрона не превышает получаса, может быть, часа для особых дронов, это очень важно, поскольку использование летающей платформы облегчает их доступ к району проведения боевых действий", - пояснил вице-президент инициативного конструкторского бюро дирижаблестроения Алексей Лазарев.

Сейчас ведущие страны мира работают над еще одной пока что фантастической концепцией - дирижабли хотят запустить в стратосферу. Предполагается, что они будут подниматься на высоту 30 и даже 40 км, неся дежурство по несколько месяцев.

"Рассматривается вопрос о размещении на них вооружений. Лазерных, электромагнитного, даже ракеты "воздух – земля" или еще какого-то. Это как бы платформа. И, конечно, это своеобразный аэродром подскока для космоса. Для орбиты ближайшей. Запуск ракет становится намного дешевле с такими платформами в стратосфере", - уверен Бендин.

В США проходят испытания стратосферного дирижабля Sky Dragon. Этот объект, как уверяют разработчики, теоретически может подняться на 30 км над землей. Но пока не решен вопрос с его стабилизацией - ветер на такой высоте может быть очень сильным.

"Стратосфера - это геополитика чистая, потому что это и военное назначение, и национальная безопасность, и телекоммуникации через стратосферу. То есть там ретрансляторы идут со спутника на Землю. То есть это большой куст высокотехнологичных задач", - отметил Бендин.

Вместе с разработками стратосферных дирижаблей необходимо задуматься и о развитии средств поражения потенциальных высотных целей. В России для этого есть система противовоздушной обороны С-500 "Прометей". Его ракеты могут достать любую цель даже на околоземной орбите.
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка