О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Эксперты рассказали об особенностях шведского истребителя Gripen

Военный эксперт Семин назвал плюсы и минусы шведского истребителя Gripen

В марте шведский министр обороны Пол Йонсон заявил об обсуждении поставок истребителей Gripen на Украину. Что собой представляют эти самолеты, какими преимуществами и недостатками обладают, выясняла программа "Совбез".

Несмотря на то что Швеция десятилетиями сохраняла нейтралитет, она уделяла большое внимание авиации и преуспела в создании истребителей. Именно шведы разработали первый в Европе сверхзвуковой самолет Draken ("Дракон"). Он хорошо узнаваем благодаря своей необычной компоновке. Он создан по аэродинамической схеме "бесхвостка", то есть без хвостового оперения, и имеет треугольное крыло двойной стреловидности. Это позволяет уменьшить вес истребителя и снизить сопротивление воздуха. За счет этого Draken разгоняется до 2 тыс. км/ч.

Эти самолеты уже сняли с вооружения. В середине 1990-х им на смену пришли истребители Gripen ("Грифон"). В шведских ВВС нет деления на классы, поэтому Gripen является "универсальным солдатом". Он и истребитель, и штурмовик, и разведчик.

"Его основная тактика применения - быстро взлететь, нанести удар, улететь и спрятаться где-то. Шведы разрабатывали под него целую стратегию применения, которая заключается в рассредоточении самолетов по аэродромам", - рассказал военный эксперт Михаил Семин.

Особенностью Gripen являются короткие взлет и посадка. Для этого самолету достаточно всего 800 м вместо классических 2 км. Истребитель поднимается в воздух даже с автотрасс, что очень актуально для Украины. Военной доктриной Швеции рассматривается сценарий боевых действий, при котором истребители при первой же угрозе покидают свои авиабазы, координаты которых хорошо известны противнику. Самолеты перемещаются на так называемые шоссейные аэродромы и для взлета используют разветвленную сеть дорог. У каждого авиакрыла есть свои секретные позиции.

"У самолета F-16 воздухозаборник находится внизу, и малейший мусор, находящийся на полосе, может легко попасть в двигатель. Здесь же двигатели расположены по бокам от фюзеляжа, и, следовательно, его требования к состоянию взлетной полосы чуть скромнее", - отметил военный эксперт Александр Синюгин.

Этим и объясняется простота в обслуживании шведских истребителей, в отличие от других достаточно капризных самолетов НАТО. Предполетная подготовка экипажа Gripen выполняется даже в полевых условиях. На повторный взлет должно уходить от 10 до 20 минут.

"В этом плане поиск данных самолетов очень сильно затруднен, поскольку для них не требуется какая-то постоянная обслуживающая станция. Все обслуживание проводится при помощи вспомогательных грузовиков с техниками. Его можно базировать где угодно", - прокомментировал Семин.

Gripen соответствует классу легких истребителей. У него всего один двигатель. Это снижает его вес и придает хорошую маневренность. Кроме того, легкая конструкция позволяет развивать скорость в 2,5 тыс. км/ч. Но одна силовая установка значительно снижает живучесть самолета. При ударе или выходе из строя Gripen обречен.

"Однодвигательный истребитель для Украины, скорее, плюс, поскольку его проще обслуживать, меньше систем, которые необходимо ремонтировать после каждого вылета", - указал Семин.

Так как Gripen относится к многоцелевым самолетам, то и вооружение у него соответствующее. Он оснащен десятью узлами подвески для бомб и ракет. Максимальная нагрузка - 5 т. Самолет может действовать против целей как на суще, так и на море. Для поражения вражеского флота на подвесках размещаются четыре противокорабельные ракеты. Изначально боеприпасы создавали для корветов и фрегатов, но затем их переформатировали под береговые комплексы и авиацию. Радиус поражения составляет до 200 км.

Основное оружие для удара по наземным целям - ракеты Taurus, которые Украина хочет заполучить от Германии. Это общая разработка шведских и немецких конструкторов. Специально под компактные Gripen создана более легкая версия ракеты с дальностью 200 км. Во время испытаний выяснилось, что самолет способен поднять два классических Taurus с радиусом поражения уже 500 км.

Для воздушного боя Gripen несет четыре ракеты Meteor с радиолокационной головкой самонаведения, их максимальная дальность составляет 200 км. Во время полета они достигают скорости 4 маха, то есть немного не дотягивает до гиперзвука.

"Нужно учесть, что не все самолеты могут нести эту ракету. В частности, Gripen как раз и отличается, к примеру, от F-16 тем, что он может нести эту ракету, в то время как F-16 эту ракету нести пока не в состоянии", - рассказал Синюгин.

Gripen оснащен радаром с активной фазированной антенной решеткой. Он увидит вражески самолет на дистанции до 180 км. Это хороший показатель для легких истребителей. Но у бортовой РЛС есть и недостаток - узкий луч сканирования. По некоторым данным, он ограничивается всего десятками метров. Для более точного обнаружения противника Gripen должен работать в связке с самолетом дальнего радиолокационного обнаружения.

Сильной стороной Gripen считаются современные средства радиоэлектронной борьбы. Во время учений НАТО экипажу удалось нарушить работу компьютеров немецкого истребителя Eurofighter Typhoon.

"На Gripen стоит достаточно продвинутая система радиоэлектронной борьбы HWS, которая позволяет не только определять то, что самолет облучается, но и источник облучения и классифицировать его. Это позволяет использовать самолет не только в виде истребителя-перехватчика или штурмовика, но и в качестве фронтового разведчика", - рассказал Семин.

По словам экс-главы шведских ВВС Матса Хельгессона, истребитель разрабатывали как "убийцу" российского Су-35. При этом Gripen не участвовал в масштабных боевых действиях, на его счету только краткосрочная операция в Ливии.

"Наш самолет Су-35 превосходит Gripen по целому ряду боевых и эксплуатационных характеристик. У него имеется система отклоняемого вектора тяги, чего у Gripen нету", - указал Семин.

Ближайшим конкурентом Gripen является МиГ-29, который ни в чем не уступает по боевым возможностям, а где-то даже превосходит. Он имеет два двигателя, которые позволяют набирать высоту практически вертикально и придают самолету сверхманевренность.

Пока неизвестно, сколько Gripen готов передать Киеву Стокгольм. Это единственный самолет, стоящий на вооружении Швеции, и его авиапарк достаточно ограничен.

"По разным оценкам, может быть более 90 штук, не считая других стран НАТО, которые закупили его. Сколько могут передать? К примеру, могут дать пять, могут дать шесть, могут дать десять штук", - рассказал Синюгин.

При передаче Украине F-16 и Gripen Киев окажется в затруднительном положении. Разные самолеты требуют разного подхода, обслуживающий персонал Gripen не сможет работать с F-16, так что необходимо будет обучить еще несколько десятков инженеров.

"Данные истребители, скорее всего, будут поставляться с иностранными летчиками, которые уже подготовлены. Gripen - достаточно своеобразная машина по управлению, и быстро переучить летчика с одного самолета на этот не получится", - уверен Семин.

Самым вероятным сценарием использования Gripen на Украине является работа в качестве средства ПВО для перехвата крылатых ракет в глубоком тылу. Эксперты уверены, что ни F-16, ни Gripen не смогут изменить ход боевых действий. Американский журнал The National Interest пишет, что надежда на какое-то чудо-оружие, которое поможет Украине, является ошибкой Запада.
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка