О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Это не контракт. Просто слова": КАЗ нашел, кому пристроить Ту-214 вместо "Аэрофлота"?

ОАК и ГТЛК на ВЭФ договорились о поставке 41 самолета до 2032 года. Но есть вопросы

"Это нужно звонить на Казанский авиазавод и выяснять, в какой мере у них хватает ресурсов решать задачи по производству Ту-214 в то время, когда перед ними другие задачи. Которые для них имеют более высокий приоритет", - комментирует эксперт "БИЗНЕС Online" сегодняшнее крупное соглашение между ГТЛК и ОАК. На Восточном экономическом форуме стороны договорились о поставке 238 лайнеров, в том числе 41 казанского Ту-214. При этом пока речи о твердом контракте не идет, компании только обозначили условия будущего соглашения. А еще оговариваются, что число самолетов может измениться. При этом ровно два года назад на ВЭФ "Аэрофлот" договаривался на поставку 40 Ту-214, но теперь сдает назад. О том, не повторится ли история, - в нашем материале.

ГТЛК купит 41 самолет Ту-214, но это пока не точно

В среду, на второй день Восточного экономического форума (ВЭФ) во Владивостоке произошло, возможно, его самое значимое событие для Татарстана. И уж точно важное для Казанского авиационного завода. В рамках форума АО "Государственная транспортная лизинговая компания" (ГТЛК) и Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО "ОАК", входит в госкорпорацию "Ростех") договорились о поставке 238 российских самолетов, в том числе 41 среднемагистрального самолета Ту-214 казанского производства. Сроки поставки - 2027–2032 годы.

Документ подписали генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь и генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих. Что о нем известно? Как известно, дъявол кроется в деталях, так что имеет смысл обратить внимание на формулировки в официальных релизах ОАК и ГТЛК. Из них следует, что сегодня было заключено "соглашение об условиях поставки" воздушных судов. "Документ закрепляет основные условия поставки в 2027–2032 гг. воздушных судов, которые в дальнейшем будут отражены в твердых контрактах", - сказано в релизе ОАК.

Другими словами, пока речи о твердом контракте не идет, и стороны только договорились об условиях, на которых ОАК производит и продает самолеты, а ГТЛК - покупает их. Стоимость контракта пока не обозначено. При этом уточняется, что помимо 41 Ту-214 ОАК поставит 132 ближнемагистральных самолета "Суперджет" и 65 региональных турбовинтовых самолетов Ил-114-300. Когда планируется заключить твердые контракты, в релизах не сказано. Между тем, это самые важные, ключевые вопросы, если убрать красивую и пышную "обертку". Почему? Потому что возникает легкое чувство дежавю.

Отмотаем ровно на два года назад. Сентябрь 2022 года, Восточный экономический форум. На нем ОАК и группа "Аэрофлот" подписывают соглашение о намерениях на поставку 339 самолетов до 2030 года. То есть о твердом контракте речи тогда тоже не шло. Соглашение предусматривало поставку крупнейшей российской авиакомпании 210 самолетов МС-21, 89 самолетов SSJ New и 40 казанских Ту-214. Причем планировалось, что поставки начнутся в 2023 году, а в 2024-м компания получит первые семь самолетов Ту-214. Как стало известно позже, планы несколько разошлись с реальностью. В конце 2022 года выясняется, что "Аэрофлот" отказывается заключать твердые контракты, пока ОАК не сократит кабинный экипаж самолета до двух человек.

В январе 2023 года в свет выходит инвестпрограмма кабмина РФ, из которой следует, что лизинговая структура "Ростеха" - "Авиакапитал-Сервис" - закупит 11 Ту-214 и передаст лайнеры "Аэрофлоту". Минимальная стоимость одного самолета для авиакомпании составит 3,1 млрд рублей, говорится в документе.

Сентябрь 2023 года, очередной ВЭФ, но контракт снова не подписан. "Аэрофлот" еще "конфигурацию досогласует", твердое соглашение на поставку "первых" Ту-214 будет до конца года, уверяет лизинговая структура "Ростеха". В январе 2024 года контракта, судя по открытым данным, все еще нет, но в распоряжении РБК вдруг оказывается переписка ОАК и "Аэрофлота", из которой следует, что согласовали часть параметров салонов самолетов Ту-214. И вот в мае 2024 года гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов объявляет, что "Аэрофлот" и ОАК подписали контракт на поставку самолетов, заказчик получит 11 бортов, но в перспективе хочет еще. Казалось бы, история благополучно завершена, но не тут-то было.

Меньше чем через месяц после выступления Чемезова "Аэрофлот" заявляет, что хочет отказаться от закупки 40 казанских Ту-214 в пользу МС-21 и "трансформировать" свое соглашение с ОАК. Причем причиной компания назвала даже не сложности с кабиной (чтобы была компоновка на двух членов экипажа), а сдвиг сроков выпуска лайнеров. В конце июля источники "БИЗНЕС Online" подтвердили, что КАЗ больше не рассчитывает на "Аэрофлот" как на главного получателя первых Ту-214 и переориентировался на других заказчиков.

"Это не контракт. Просто слова. Обычный белый шум"

Для КАЗа сегодняшняя новость практически ничего не значит, критично оценивает новость один из собеседников "БИЗНЕС Online". "Это не контракт. Просто слова. Обычный белый шум. Новость для новости", - подчеркнул спикер и вспомнил историю с самолетами для "Аэрофлота".

Сейчас, следует из релизов, прорабатывается возможность финансирования сделки с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в рамках нового инвестиционного проекта, что "позволит обеспечить льготную лизинговую ставку для отечественных авиаперевозчиков". Таким образом, выходит, что под упомянутое сегодня соглашение готовится некий новый инвестконтракт. Но подробностей про него опять же нет.

Но интересно, что в самом конце сегодняшних официальных релизов ОАК и ГТЛК словно "подкладывают соломку". "Количество воздушных судов, поставляемых по проекту (речь, видимо, о новом готовящемся инвестпроекте - прим. ред.), в дальнейшем может быть скорректировано в соответствии с Комплексной программой развития авиационной отрасли РФ до 2030 года", - говорится в публикации.

"Подписанное соглашение формирует долгосрочный механизм финансирования поставок новой авиационной техники через государственную лизинговую компанию. Более двухсот самолетов различной пассажировместимости и дальности от магистральных до региональных пойдут в парки российских авиакомпаний. Наше взаимодействие с ГТЛК будет способствовать реализации стратегии импортозамещения, удовлетворению потребности авиакомпаний в отечественных самолетах и обеспечению транспортной доступности и связанности регионов России", - красиво прокомментировал сегодняшнее соглашение гендиректор ОАК Юрий Слюсарь.

Еще интересно, что на сегодняшнем подписании, кажется, не было раиса Татарстана и председателя совета директоров АО "Туполев" Рустама Минниханова, хотя на Восточный форум он приехал. КАЗ - это филиал "Туполева", входящего в свою очередь в ОАК.

"Ту-214, в общем-то, испытанный, хороший самолетик. Ну и вообще-то выпуск, даже то, что они там подписали, это надо 500 двигателей. А 500 двигателей раньше, чем через 10 лет, никто не сделает, а потому отодвинут на более поздние сроки"Фото: "БИЗНЕС Online"

"Сейчас завод спокойно может делать при соответствующем финансировании 20 машин в год"

Эксперт в авиационной отрасли, пожелавший остаться анонимным, в беседе с "БИЗНЕС Online" не увидел ничего страшного в том, что пока твердых контрактов нет. "Всегда, во всем мире приобретение или заказ самолетов - это многоэтапный процесс. Это не так, как если бы они со склада поставлялись. Там много этапов, поэтому то, что пока нет твердого контракта, нет ничего предосудительного в такой "размытости планов". Это совершенно нормальная деятельность, потому что это все долгосрочные процессы, которые необходимо соответствующим образом планировать", - указал спикер.

Справится ли Казанский авиазавод с выпуском 40 Ту-214 для ГТЛК до 2032 года? "Ничего определенного сказать нельзя. Это скорее вам нужно звонить на Казанский авиационный завод и у них выяснять, в какой мере и насколько у них хватает ресурсов решать задачи по производству Ту-214 в то время, когда перед ними другие задачи, которые для них имеют более высокий приоритет. А это, как говорится, вопрос уже другой", - заметил собеседник издания.

Завод "легко справится", если будут государственная поддержка и финансирование, отметил в разговоре с "БИЗНЕС Online" заслуженный пилот России, летный директор "Внуковских авиалиний" Юрий Сытник. "Сейчас завод спокойно может делать при соответствующем финансировании 20 машин в год, а они там вторую линию строят. Вот как раз эта вторая линия будет не хуже первой, тогда будет 40 машин в год. Поэтому это реально. Я был несколько раз на Казанском заводе, видел мощности, видел людей, которые там работают, слава Богу", - сказал спикер.

При этом Сытник допускает, что сроки выпуска сдвинутся еще. "Ту-214, в общем-то, испытанный, хороший самолетик. Ну и вообще-то выпуск, даже то, что они там подписали, это надо 500 двигателей. А 500 двигателей раньше, чем через 10 лет, никто не сделает, а потому отодвинут на более поздние сроки. Но надо понимать, что под лежачего офицера коньяк не течет. Все равно нужно шевелиться. А вот это шевеление - это уже благо и для авиационной промышленности, и для эксплуатантов, ну и в целом для государства и для народа. Потому что летать-то не на чем. Уже сегодня цена билета космическая, наверное, легче слетать уже в космос", - подчеркнул заслуженный пилот России.

Спикер также обратил внимание на отношение "Аэрофлота" к производителям самолетов, якобы компания смотрит "с чужой точки зрения". "Он же обнадеживает, что заплатит деньги, а потом начинает предъявлять такие необоснованные претензии. То им не нравятся три члена экипажа, то им не нравятся полки багажные, они не такие вместительные, как на Airbus или Boeing. То еще какие-то причины высасывают из пальца. А лизинговая компания очень позитивная и очень порядочная. Лизинговые компании, скорее всего, будут привлекать деньги не государства, у которого уже денег нет, а скорее всего, будут частные инвестиции. Но они долгосрочные, потому что вообще авиационная деятельность никогда не была высокоэкономичной в смысле отдачи кредитов, денег, лизингов. Это такая вещь, но она необходима государству, поэтому преференции со стороны государства все равно обязательны", - сказал Сытник.

По словам пилота, проекты МС-21 и обновленного "Суперджета" из российских комплектующих "буксуют", и потому "надежда только на машины чисто российского производства". "Грузовой вариант Ил-76, Ту-214 и модификации его, которые выпускает Казань. Может быть, с таким вот контрактом запустят часть производства в Ульяновске на заводе "Авиастарт". Скорее всего, это вот сделано для самолета Ту-214. Потому что все наше правительство и сам президент летает на 214-х. Вот сейчас он прилетел в Монголию, притом на Дальнем Востоке, я смотрю заставки, которые показывают нам телевидение, там стоит 214-й самолет. А это говорит о том, что самолет нормальный. Если глава нашего государства летает на этой модели, то значит модель достаточно и экономичная, и безопасная, и эффективная. А то, что выеживается "Аэрофлот"… На них ориентироваться и не нужно", - сказал Сытник.

Авторы: Александр Гавриленко, Альфред Мухаметрахимов
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка