О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Европейские климатические законы могут положить конец дешевым авиарейсам

В Европе все чаще раздаются призывы к борьбе с изменением климата. Действующее законодательство ЕС приняло меры в регулировании авиаперевозок. Теперь частота полетов и число авиапутешественников значительно уменьшится

А в чем тренд?

Новые климатические законы, разрабатываемые государствами ЕС, способствуют уменьшению выбросов парниковых газов, повышению энергоэффективности и переходу на более экологичные источники энергии. Это должно позволить снизить негативное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду, сохранить природные ресурсы и обеспечить экологическую устойчивость будущим поколениям.

Рост цен

Согласно данным Европейской комиссии, стоимость авиабилетов внутри ЕС летом 2023 года была в среднем на 20–30% выше, чем до Covid-19. Основными причинами являются высокий потребительский спрос, рост цен на топливо и нарушение цепочки поставок.

В ближайшие годы цены, вероятно, продолжат расти. Одной из причин является реформа системы торговли квотами на выбросы (ETS) ЕС, которая лежит в основе климатической программы "Пригоден для 55", предложенной Европейской комиссией летом 2021 года и частично принятой весной 2023 года. ETS - рыночная система, введенная ЕС в 2005 году для ограничения выбросов в определенных секторах, в частности в производстве электроэнергии и авиации. Каждый год предприятия, на которые распространяется действие ETS, должны отказываться от квот на выбросы в соответствии с ETS ЕС. Основным методом распределения квот является аукцион, при котором они распределяются бесплатно на основе контрольных показателей, установленных для снижения риска утечки углерода.

Как и промышленность, авиация до сих пор выигрывала бесплатные разрешения на выбросы - до 2023 года на аукционах было выставлено менее 20% авиационных квот. Но в соответствии с новой реформой ETS, бесплатные разрешения будут постепенно отменены в период с 2024 по 2026 год. Это означает, что авиакомпаниям придется нести на себе не только расходы на обслуживание, налоги и другие операции, но и расходы на топливо. Хотя реформа ETS предусматривает бесплатные льготы операторам, использующим менее загрязняющие виды топлива, они стоят дороже, чем традиционные виды. Кроме того, в ближайшие годы ежегодный лимит выбросов ETS будет постепенно снижаться, что приведет к увеличению цены выставляемых на аукцион квот.

Некоторые страны, в первую очередь Франция, отстаивали идею фиксированной минимальной цены на перелеты внутри ЕС. Однако еще неизвестно, будут ли приняты эти предложения в будущем.

По данным Airlines for Europe, затраты авиакомпаний на соблюдение вышеуказанных норм ЕС в 2030 году будут в 13–14 раз выше, чем в 2019 году. По данным исследовательского центра SEO Amsterdam Economics, если это повышение цен полностью ляжет на плечи потребителей, спрос на авиабилеты упадет, что приведет к сокращению авиаперевозок внутри ЕС более чем на 8% в 2030 году и примерно на 12% в 2035 году.

Рост цен на авиабилеты приведет к сокращению числа авиапутешественников и частоты полетов. Это неизбежно, если ЕС хочет достичь своей цели по нулевому выбросу CO2 в течение нескольких десятилетий. Однако в последние годы бюджетные авиакомпании позволили людям с низкими доходами путешествовать между странами ЕС, что ранее было большой редкостью. В некотором смысле бюджетные авиакомпании демократизировали перелеты, позволив многим людям приобрести опыт путешествий и сохранить дружеские и семейные связи в других странах.

Важно отметить, что та же политика практически не повлияет на использование частных самолетов, гораздо больше загрязняющих окружающую среду. В среднем частные рейсы выбрасывают в атмосферу в 14 раз больше CO2 на пассажира, чем регулярные. Группа стран ЕС, а именно Австрия, Нидерланды и Франция, недавно направили в институты ЕС письма с призывом ввести новые правила использования частных самолетов. Комиссар ЕС по транспорту Адина Вэлеан заявила, что по крайней мере сейчас этого не произойдет. По сообщениям прессы, подход Европейской комиссии заключается в законодательном регулировании авиации в целом, а не в введении конкретных правил для частных самолетов.

Некоторые страны пытаются восполнить этот пробел в регулировании на уровне ЕС с помощью национальных мер. Франция, например, обсуждала запрет на частные полеты и налог на полеты частных рейсов. Голландский аэропорт Амстердам Схипхол планирует ограничить доступ частных самолетов. Испания рассматривает возможность введения запрета на краткосрочные частные полеты в рамках своего плана по достижению нулевого уровня выбросов CO2 к 2050 году. Есть все основания для того, чтобы следующая Европейская комиссия приняла меры в регулировании частной авиации.

Авор: Люся Гарибян
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка