bfm.ru
13 марта 2024, 07:51
ФАС возбудила дело против S7: каковы последствия для авиакомпании и отрасли в целом?
Претензии ведомства связаны с тем, что в рамках одного и того же тарифа компания продает билеты по разным ценам. S7 пытается эти претензии оспорить. А эксперты считают, что в ФАС не до конца разобрались в сути вопроса
В официальном сообщении ФАС сказано, что служба установила: авиакомпания "в рамках одного подкласса тарифа продает авиабилеты по разной стоимости. При этом различия цены не связаны с оказанием услуг на борту, дополнительными расходами перевозчика или временем до вылета, в которое пассажир приобретает билет". С услугами и допрасходами все более или менее понятно. А вот какое время покупки билета ведомство берет за точку отсчета, осталось за кадром. А это важно. Если ФАС сравнивает цены на билеты за один календарный день, принцип динамического ценообразования предполагает, что цена в этом промежутке может меняться. Чем меньше свободных кресел в самолете осталось, тем дороже будут последние. И так далее.
Но даже если предположить, что ФАС узнала о том, что двум разным гражданам S7 продала билеты на один и тот же рейс с разницей в секунду, все равно остается пространство для ценового маневра. Компания учитывает гораздо большее количество факторов. Например, если рейс стыковочный. Продолжает председатель редакционного совета портала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий:
Алексей Синицкий, председатель редакционного совета портала "Авиатранспортное обозрение": "Много людей летят с пересадками. Есть пассажир, который на прямом маршруте, а есть пассажир, который летит с пересадкой. Они между собой конкурируют. Но вам надо загрузить плечо, следующее за этим, потому что вы суммарно получите прибыль больше. И тогда вам выгоднее продать пассажиру на этом плече. У него оно будет выглядеть дешевле, зато он дальше полетел. Возникают разные вопросы из прошлого. Уже несуществующий пример: люди удивлялись, почему билет, допустим, Москва - Хельсинки - Нью-Йорк Finnair стоил столько же или, может быть, даже дешевле, чем билет Москва - Хельсинки. На самом деле, в этой логике совершенно понятно почему. Они могут даже задаром, даже себе в убыток перевести пассажира из Тибета до Хельсинки, чтобы сделать нормальную загрузку нью-йоркского рейса, где у них основная прибыль".
Весь этот сложный механизм оценки называется системой управления доходами. И, как говорят эксперты, за счет использования этой системы российские авиакомпании работают насколько это возможно эффективно. А вот чиновники в этом механизме разбираются не очень, считает исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев:
Олег Пантелеев, исполнительный директор агентства "Авиапорт": "Для авиакомпаний это очень неприятный прецедент. Дело в том, что достаточно высокая эффективность работы российских авиакомпаний в значительной степени связана с тем, что они используют систему управления доходами, которая и отвечает за так называемое динамическое ценообразование и позволяет максимизировать выручку с рейсов. Именно это обстоятельство делает российские авиакомпании в значительной степени устойчивыми даже в тех условиях, когда себестоимость перевозок существенно растет, несмотря на то что ФАС успешно этот факт игнорирует и поставщиков авиакомпаний гораздо менее строго проверяет на предмет обоснованности роста стоимости их услуг".
Справедливости ради ФАС в своем изначальном предупреждении как раз просила компанию S7 объяснить, почему билеты на один и тот же рейс могут стоить по-разному. Служба требовала от перевозчика разработать и направить на согласование в ФАС России документ, в котором были бы представлены расчет платы за перевозку пассажиров и правила определения допустимого уровня отклонения от него. Но S7 эти требования проигнорировала. Перевозчик пошел в суд, но там проиграл.
Теперь ФАС обещает продолжить анализ и по другим авиакомпаниям и в случае нарушений принимать меры. А это сначала предупреждения, потом - штрафы от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. И крайняя мера - установка плоской системы ценообразования. Но это навредит и отрасли, и непосредственно пассажирам, отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров, главный редактор портала Avia.ru: "Это по большому счету давление не на отдельно взятую авиакомпанию, а на все авиакомпании отрасли. Оно может привести к серьезному пересмотру стратегии продаж, к тому, что минимальные тарифы, которые были доступны пассажирам, исчезнут и авиакомпаниям придется продавать все билеты по усредненному тарифу, который будет выше, чем минимальный, который был ранее".
И с этой точкой зрения согласны все опрошенные Business FM эксперты.
Вечером 12 марта в S7 заявили, что компания ведет работу по урегулированию претензий ФАС в части ценовой политики. Перевозчик также напомнил, что решение суда первой инстанции не вступило в силу и еще 29 февраля S7 Airlines подала апелляцию на решение суда, вставшего на сторону ФАС.
Автор: Иван Медведев
Авторские права на данный материал принадлежат «bfm.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы