О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Гармония сверхзвука: как может выглядеть новый скоростной авиалайнер

Возможные пути развития отечественных самолетов класса Ту-144 и "Конкорд"

Россия с ее огромными территориями не сможет обойтись без развития сверхзвуковой гражданской авиации, заявил на днях министр транспорта Виталий Савельев. Для создания такого лайнера на новой технологической базе в стране есть наработки. Речь не только об опыте создания и эксплуатации Ту-144 в 70-е годы прошлого века. В последние десятилетия только КБ Туполева предпринимало три попытки подступиться к созданию нового сверхзвукового пассажирского самолета - Ту-344, Ту-444 и бизнес-джета на базе бомбардировщика Ту-160. "Известия" - о том, почему скоростной "Ту" в свое время сняли с регулярных рейсов и какими могут быть новые отечественные самолеты этого класса.

Погоня за временем

Дозвуковые и сверхзвуковые пассажирские лайнеры кардинально отличаются по требованиям к прочности конструкции и аэродинамике. Полет на сверхзвуке требует обтекаемых стреловидных форм планера. Но такому самолету сложнее оторваться от земли - нужна более высокая взлетная скорость и, соответственно, длинная и идеальная взлетно-посадочная полоса.

При разгоне у двигателей максимальная тяга и наибольший расход топлива. Тут возникает вопрос экономичности полета. Сейчас двигатели обычных авиалайнеров сочетают высокую пиковую мощность и низкий крейсерский расход топлива - на этих показателях строится вся экономика отрасли авиаперевозок.

Но на бесфорсажный сверхзвуковой полет сейчас способны только истребители пятого поколения с самыми современными двигателями. Такие моторы для тяжелых гражданских машин еще предстоит создать. А пока сверхзвуковой полет даже на большинстве военных самолетов возможен только при включении двигателей в форсажный режим, то есть с гарантированно высоким расходом топлива.

Сверхзвуковые лайнеры, учитывая российские расстояния, помогут сэкономить пассажирам время. От Москвы до Владивостока по прямой - 6400 км. Обычный пассажирский самолет тратит на перелет восемь часов при средней скорости 800 км/ч. А при скорости полета 2 тыс. км/ч время в пути составит три часа с небольшим. На 2500 км/ч - чуть меньше трех часов.

Экономия времени весьма ощутимая, но опять же вспоминаем про себестоимость такого полета с точки зрения расхода топлива и стоимости обслуживания авиалайнера.

Первая эра сверхзвука

В истории гражданской авиации уже был период сверхзвука. В 1970-2000-е годы в эксплуатации было два пассажирских - советский Ту-144 и англо-французский "Конкорд", которые развивали такие скорости. Коммерческая эксплуатация Ту-144 на линии Москва - Алма-Ата длилась недолго. С ноября 1977 по 23 мая 1978 года самолет совершил только 55 регулярных пассажирских рейса и перевез 3284 пассажира.

Официальной причиной прекращения эксплуатации самолета стала катастрофа опытного образца при испытаниях. Фактически же использование самолета было крайне нерентабельным - стоимости эксплуатации значительно превышала выручку от продажи билетов (они стоили 83,6 рубля против 62 рублей на обычном рейсе).

С "Конкордом" ситуация была лучше, и он летал до 2003 года. Стоимость билетов на него была в два раза выше, чем на "тихоходы", но даже это не делало его выгодным для авиакомпаний.

Уже в 70-е годы после создания Ту-144, в КБ Туполева начали разработку сверхзвукового аэробуса - вместительного Ту-244.

Проблему экономичности полета планировалось решить за счет повышения вместимости в два раза - до 300 пассажиров. С учетом применения более экономичных двигателей появлялся шанс вывести самолета на безубыточность.

Ту-244 должен был лететь на четырех двигателях на дальность до 9 тыс. км со скоростью 2 Маха (около 2500 км/ч). Работы по проекту продолжались до конца 1990-х годов и наработки считались вполне реалистичными. Но, конечно, создание такого самолета - это очень дорогая программа национального масштаба.

Ниша бизнес-авиации

Вероятной нишей пассажирского сверхзвука могут стать бизнес-джеты - самолеты для перелетов топ-менеджеров и бизнесменов, которые готовы платить и в два, и в три раза дороже за скорость доставки. И вот тут в последние годы было много разных вариантов.

В 1990-е годы был проект бизнес-джета на базе серийного сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3 - Ту-344, рассчитанный на перевозку 10-12 пассажиров. Сейчас реанимировать этот проект теоретически возможно, но для переделки придется брать бомбардировщики 1980-х годов выпуска. Если же начинать строительство таких самолетов с нуля, то правильней было бы разработать новую современную машину.

В 2000-е годы в КБ Туполева велись работы по бизнес-джету Ту-444, который был очень похож на уменьшенный Ту-144 с двумя двигателями и дальностью полета до 7500 км. Самолет был рассчитан на 10-12 пассажиров. В конце 2000-х работы по проекту приостановили из-за неясной коммерческой перспективы.

Возобновился интерес к сверхзвуковым пассажирским самолетам в России в 2018-2019 годах - обсуждением проекта создания бизнес-джета на базе бомбардировщика Ту-160. Конечно, такой самолет может строиться нашей авиапромышленностью и обеспечить перевозку какого-то числа пассажиров от Москвы до Владивостока. Но Ту-160 проектировался для определенных целей и задач и его конструкция весьма специфична.

Переделка конструкции для размещения пассажирских салонов потребует, по сути, разработки нового самолета. Стоимость таких работ будет велика, а пользоваться им сможет весьма ограниченный круг лиц.

Какой проект перспективнее

Для отечественного самолетостроения, видимо, наиболее перспективным было бы возобновление работ по Ту-244 на современном уровне. Сейчас появились новые "летающие" материалы. Современная электроника стала в разы легче и компактнее, а двигатели - значительно более экономичными, чем в 70-е.

И если мы говорим о финансовой эффективности эксплуатации такого лайнера, то, конечно, он должен брать на борт как можно больше пассажиров и обеспечивать их доставку на 7500-9000 км.

В таком случае он сможет конкурировать с обычными самолетами: для многих пассажиров есть большая разница, лететь 12 часов или четыре.

И почти наверняка такая машина могла бы иметь определенные экспортные перспективы. Вспомним, что некоторые советские пассажирские самолеты в больших количествах поставлялись за рубеж - это были Ил-62, Ту-154, Ил-18 и другие машины. Вполне вероятно, за сверхзвуковым пассажирским авиалайнером могла бы даже выстроиться очередь.

Автор: Дмитрий Корнев
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка