Интернет-газета "Звезда"
14 марта 2024, 13:16
Где, как и зачем летать на беспилотниках?
В лесу, в воздухе, в воде
Встреча представителей промышленных предприятий, образовательных учреждений и общественных организаций прошла на площадке издания "КоммерсантЪ-Прикамье" (18+). Одной из основных тем для обсуждения стал запрет использования беспилотных воздушных судов на территории Пермского края в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года №757 и указом губернатора Пермского края от 19 июня 2023 года №64.
Несмотря на послабления в федеральных правилах, в Прикамье ограничение продолжает действовать. Как объяснил директор Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Пермского края Дмитрий Балмашев, исключения предусмотрены лишь для организаций с государственным участием, органов власти и местного самоуправления, организаций, эксплуатирующих объекты водоснабжения и водоотведения, топливно-энергетического комплекса Пермского края, беспилотных воздушных судов, использование которых согласовано оперативным штабом региона. Кроме того, исключения есть для предприятий и подведомственных организаций, имеющих договорные отношения с органами власти.
Между тем беспилотники востребованы в самых разных отраслях экономики. Аппараты широко применяются в строительстве, энергетике, сельском хозяйстве, при решении пространственных задач в гидрологии, геологии, экологии, археологии и многих других сферах. Их использование позволяет обхватывать большие территории и получать высококачественную съемку, поэтому их используют для мониторинга лесных пожаров, в том числе в труднодоступных местах, незаконных вырубок.
Опыт применения БПЛА на конкретном предприятии представил директор департамента лесообеспечения ПЦБК Иван Полынский. Он рассказал, что использование технологии позволяет проводить полный анализ лесного фонда предприятия, включая объем растущих деревьев и их породный состав, количество больных и усохших деревьев, анализировать вырубки, выявлять рельеф и гидрографию, определять количество древесины, лежащей на складах. В качестве основных преимуществ эксперт отметил исключение человеческого фактора, сокращение физического труда и времени работы: в день площадь съемки может составлять до 500 гектаров.
Опытом использования БПЛА при проведении поисково-спасательных работ поделилась пилот БПЛА, региональный руководитель "Школы Лиза Алерт" в Пермском крае Ольга Соколова. По ее словам, беспилотники заменяют пеших поисковиков и значительно экономят время, обследуя при этом труднопроходимые и опасные участки, например, болота. Территорию, которую пять человек прочесывают за восемь часов, аппарат облетает за 30 минут.
С 2019 года БПЛА используют в своей деятельности спасатели. Как пояснил Илья Домрачев, начальник отделения ФПС ГПС организации и контроля применения беспилотных авиационных систем ГУ МЧС России по Пермскому краю, за это время было выполнено почти 26 тысяч полетов, на оперативное реагирование – 2299 из них, спасены десятки человеческих жизней. В настоящее время в министерстве взят курс на количественно-качественное обновление парка беспилотных авиационных систем с оснащением подразделений беспилотной авиации современными многофункциональными БАС самолетного, вертолетного и комбинированного типов российского производства. К 2030 году ведомство планирует полностью перейти на отечественные беспилотники. Но есть сложность: например, беспилотники, используемые спасателями сегодня, имеют дальность полетов на 50 км при заявленных производителем 100 км. Кроме того, они шумные и испытывают проблемы с посадкой.
Нужен внятный заказчик
Изготовление беспилотников в Пермском крае стало отдельной темой для обсуждения.
– Любое техническое решение справляется с какой-то задачей. Если мы занимаемся лесоохраной, нам нужна дальность полета 150-200 км. На батарейках на такое расстояние не долетишь, а зимой они вообще не работают. Нужен двигатель внутреннего сгорания, а это уже другой вес. Важен и вид аппарата. Беспилотнику самолетного типа нужна хотя бы минимальная взлетно-посадочная полоса или система парашютирования, которая имеет свои недостатки. Кроме того, купить или заказать ее не так просто. В зависимости от задач нужны определенные камеры и программное обеспечение. То есть одно цепляется за другое. Мы готовы предлагать технические решения, но задача должна быть четко сформулирована. Нет универсального решения. Промышленность не может сделать что-то, устраивающее всех, – объяснил первый заместитель управляющего директора, главный конструктор АО "ОДК-СТАР" Сергей Остапенко.
Он добавил также, что в данный момент у региона есть все возможности для разработки и производства БПЛА.
Замдиректора научно-образовательного центра авиационных композитных технологий ПНИПУ Глеб Шипунов, в свою очередь, отметил, что в настоящее время в Прикамье планируется создание крупного регионального научно-производственного центра по производству композиционных и оптических компонентов для БПЛА, на базе которого может быть создана кооперация науки, бизнеса и образования.
– У нас в крае все технологии есть, но они находятся на разрозненных площадках. Для этой отрасли нужно создать единый центр, в котором будут собраны все ключевые компетенции. При этом мы не должны делать весь беспилотник сами, это должна быть сетевая история, – считает Глеб Шипунов.
Он отметил, что, учитывая амбиции и опыт Пермского края, у региона есть все возможности войти в историю беспилотных летательных аппаратов на уровне ведущих НПЦ страны.
Необходимы кадры
Отдельно участники круглого стола остановились на вопросе подготовки кадров для этой сферы. Директор Пермского авиационного колледжа им. Швецова Александр Дическул сообщил, что в прошлом году в учреждении была открыта новая специальность "Эксплуатация беспилотных авиационных систем". Ежегодно на нее будет набираться по 25 человек. Он рассказал, что в настоящее время в техникуме имеется все необходимое для подготовки квалифицированных специалистов, учреждение готово сотрудничать с предприятиями, но на данный не может получить от бизнеса обратную связь по тому, сколько таких специалистов требуется.
Декан аэрокосмического факультета ПНИПУ Владимир Модорский отметил, что в настоящее время вуз сотрудничает с восемью пермскими школами, в которых созданы "авиационные классы". Причем взаимодействие выстроено по траектории "школа – вуз – предприятие". По словам Владимира Модорского, не нужно дожидаться серийного производства, уже сейчас необходимо готовить кадры и набираться опыта.
Автор: Елена Бардукова
Авторские права на данный материал принадлежат «Интернет-газета "Звезда"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы