ГосНИИАС
26 марта 2024, 13:51
ГосНИИАС на семинаре Российской академии образования
Семинар собрал на своей площадке специалистов академических, образовательных и отраслевых научных организаций для обсуждения проблем анализа данных.
Институт был представлен руководителем научно-образовательного центра, д.т.н., профессором О.Н. Корсуном и начальником лаборатории, к.т.н. И.И. Грешниковым. В ходе обсуждения представленных специалистами ГосНИИАС докладов были затронуты вопросы развития средств прогнозирования рисков и выявления факторов, способствующих возникновению опасных лётных ситуаций, а также рассмотрена концепция "модели пилота", предназначенная для валидации перспективных кабин и бортового оборудования пассажирских воздушных судов.
В целях оптимизации эргономики информационно-управляющего поля кабины экипажа ученые института проводят исследования и эксперименты по выявлению и минимизации уязвимостей в перцептивных процессах человека-оператора и эргономических свойствах интерфейса при управлении летательным аппаратом. Одним из методов исследования эффективности человеко-машинного взаимодействия является анализ глазодвигательной активности (ГДА) оператора. На основе полученных первичных показателей можно судить о психофизиологическом и функциональном состояниях пилотов, а также об уровне их профессиональной подготовки.
Эксперименты по анализу показателей ГДА специалисты ГосНИИАС проводят с использованием айтрекера на универсальном стенде прототипирования, который позволяет имитировать интерфейсы любого летательного аппарата на всех этапах полета. В процессе проведения эксперимента айтрекер регистрирует траектории движения глаз по приборной индикации. Анализ полученных данных позволяет формулировать выводы о наличии опыта в решении поставленной задачи или затруднений в обработке получаемой информации, а также о распределении внимания и скорости протекания когнитивных процессов.
В целях формирования психофизиологической модели пилота, помимо ГДА также фиксируются и анализируются показания мозговой активности и пульсометрии. А для моделирования действий лётного состава применяются эмпирические данные, полученные в ходе проведения занятий на авиатренажерах.
Исследования в области оптимизации информационно-управляющего поля кабины экипажа являются основой для проектирования новых мультимодальных цифровых кабин, позволяющих снизить требования к квалификации летного состава пассажирских самолётов с учётом повышения уровня интеллектуализации комплексов бортового оборудования, а также обеспечивают развитие человеко-машинных интерфейсов.
*Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное автономное учреждение "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем" (ФАУ "ГосНИИАС") входит в состав Национального исследовательского центра "Институт имени Н.Е. Жуковского" (НИЦ "Институт им. Н.Е. Жуковского").
Авторские права на данный материал принадлежат «ГосНИИАС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы