
Госкорпорация Ростех
3 марта 2025, 01:32
"Грачи" прилетели: полвека первому полету Су-25. Часть II
О боевом применении знаменитого штурмовика в условиях современных войн
Боевое крещение Су-25 принял в Афганистане. Штурмовики использовались в этой войне достаточно интенсивно. Вот только один боевой эпизод. В мае 1980-го пара Су-25 была направлена для оказания помощи пехоте, которая не могла войти в ущелье неподалеку от города Фарах. Здесь находился мощный укрепленный район душманов. Получив боевую задачу, наши Су-25 стали вытворять то, чего не смог бы повторить ни один истребитель-бомбардировщик в мире. "Сушки" заходили с вершины горы и "ныряли" в ущелье, пикируя на противника с тыла! Душманы и предположить не могли, что их будут бить с этой стороны, и не позаботились о зенитном прикрытии данного направления. Три дня Су-25 планомерно и методично утюжили позиции моджахедов фугасными и бетонобойными бомбами, после чего наша пехота вошла в ущелье без единого выстрела.
Работы в Афганистане для Су-25 хватало. Кроме нанесения ракетно-бомбовых ударов, "Грачи" сопровождали колонны наших войск, производили минирование местности, совершая полеты на малой высоте и небольшой скорости. После появления у противника ПЗРК "Рэд Ай" и особенно "Стингер" машины были оборудованы усовершенствованной системой защиты от вражеских ракет.
О живучести "Грачей" на той войне ходили целые легенды. Бывали случаи возвращения на свой аэродром самолетов, получивших попадание зенитной ракеты в один из двигателей. Порой крылатые машины приходили из боя буквально изрешеченные огнем стрелкового оружия и крупнокалиберных пулеметов. Так, на одном Су-25 после возвращения из боя насчитали 165 пробоин!
Применение штурмовика в Афганистане доказало высокую боевую эффективность машины. За всю Афганскую войну "Грачи" выполнили 60 тысяч боевых вылетов, при этом было потеряно всего 23 самолета. В среднем на каждый потерянный штурмовик приходилось 2800 часов боевого налета. По этим показателям Су-25 значительно превосходил другие применявшиеся в Афганистане советские самолеты и американские самолеты периода войны во Вьетнаме.
Наш Су-25 высоко оценили и зарубежные военные специалисты. В середине 1980-х годов, когда между Ираком и Ираном разразилась кровопролитная война, большую партию наших штурмовиков закупил Ирак. Интересным представляется следующий факт: когда в день весь парк боевых самолетов Ирака совершал 1200 вылетов на боевые задания, на долю Су-25 приходилось 900. На той войне советский "Грач" выполнял всю основную боевую работу. И это несмотря на то, что у Ирана имелись достаточно мощные ЗРК "Хок" американского производства, которых не было у афганских моджахедов. Тем не менее известен случай, когда один Су-25 ВВС Ирака был поражен ракетой "Хок", но пилот сумел двести и благополучно посадить машину на своем аэродроме.
Поэтому не случайно советские штурмовики оказались востребованы во всем мире, в отличие от американского А-10, который состоит на вооружении только армии США, и каждый год рассматривается вопрос о снятии его с вооружения. Штурмовики Су-25 использовались ВВС Ирака в ходе операции "Буря в пустыне", но тут есть один важный нюанс. В СМИ до сих пор существует только американская версия тех событий, в которых армия США якобы легко и быстро победила армию Ирака. Сама же эта операция представляется американцами не более чем "легкая и веселая прогулка". Данных со стороны Ирака нет и по сей день, а они могли бы пролить свет истины и доказать, что не все так радужно и просто, как это выглядит в представлении заокеанских военных.
А наш "Грач" продолжал свой нелегкий боевой путь. После Афганистана Су-25 использовались в целой череде малых войн и локальных конфликтов, вспыхнувших на территории бывшего Советского Союза. Штурмовики активно применялись в войнах на Кавказе, при наведении конституционного порядка в Чеченской Республике, в боях с бандами международных террористов. Довелось "Грачу" повоевать и на Балканах - в середине 2001 года Су-25 ВВС Македонии (которые, кстати сказать, были проданы им украинской стороной) принимали участие в боях с албанцами.
Кроме Европейского континента советский штурмовик хорошо зарекомендовал себя и на континенте Африканском, что еще раз продемонстрировало всему миру потенциал и возможности, заложенные нашими конструкторами в этот самолет. Штурмовики Су-25 с конца 1980-х и в 1990-е годы использовались несколькими африканскими государствами и принимали участие в боевых действиях на территории Анголы, Чада, Конго, Эфиопии, Кот-д'Ивуара и Судана.
В 2008 году "Грачи" участвовали в военной операции российских вооруженных сил по принуждению Грузии к миру и недопущению агрессии в отношении суверенной республики Южная Осетия. В ходе военных действий Су-25 применялись обеими сторонами, и российской, и грузинской.
Помимо уже перечисленных стран, Су-25 находились на вооружении ВВС Чехословакии, Болгарии, Ирана, Эритреи и Мали. В настоящее время, кроме российских ВКС, "Грачи" продолжают летать в составе Военно-воздушных сил Армении, Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, КНДР, Перу и некоторых других стран и республик.
"Грач" сегодня
Крылатый бронированный штурмовик сегодня находится в боевом строю. "Грачи" наряду с другими машинами Воздушно-космических сил РФ обеспечивают проведение специальной военной операции на территории Украины. Многим знакомы кадры работы наших Су-25 в зоне СВО: машины подходят к цели на малой высоте, в определенной точке резко набирают высоту и осуществляют пуск НАР (неуправляемых авиационных ракет) по заданному району, после чего выполняют противозенитный маневр с отстрелом тепловых ловушек. Такой удар с кабрирования применяется в случае, если противник в данном районе обладает многочисленными средствами ПВО.
Всего штурмовиков Су-25 было выпущено немногим более 900 экземпляров. Вроде бы не так уж и много, но в то же время "Грачи" приняли участие практически во всех военных действиях конца XX - начала XXI века. Самолет имел несколько модификаций. Су-25УБ - двухместный учебно-боевой самолет, говоря авиационным языком - "спарка"; Су-25БМ - буксировщик мишеней; Су-25Т - боевая противотанковая модификация "Грача", оснащавшаяся прицельным комплексом "Шквал" и ПТРК "Вихрь"; Су-25УТГ - двухместный корабельный учебно-тренировочный самолет для отработки взлета и посадки на палубу ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов"; Су-25ТМ (Су-39) - модернизированный штурмовик с более совершенными прицельно-навигационными системами - комплексом "Шквал" и РЛС "Копье-25".
В 2001 году была проведена программа модернизации штурмовиков Су-25 и Су-25УБ, состоящих на вооружении ВВС России. Модернизированные одноместные штурмовики были оснащены новым прицельно-навигационным комплексом, системой индикации с жидкокристаллическим дисплеем, в результате чего повысилась точность навигации и прицеливания. Самолеты получили обозначение Су-25СМ. Поставки таких штурмовиков были начаты в декабре 2006 года, всего было модернизировано более сотни боевых машин.
В настоящее время на вооружении ВКС Российской Федерации состоит еще более совершенная версия модернизированного штурмовика, отличающаяся установкой современного комплекса радиоэлектронного противодействия, она получила название Су-25СМ3. Главным же нововведением проекта "СМ3" является подсистема управления вооружением СВП-24-25 "Гефест". С ее помощью штурмовик может применять неуправляемое оружие с повышенной точностью. Проще говоря, обычная свободнопадающая бомба благодаря работе этого бортового комплекса превращается в высокоточное оружие. Система "Гефест", в которую закладываются координаты целей, путем сложного расчета по многим параметрам и характеристикам выдает летчику штурмовика необходимые данные для точного бомбометания - то есть подсказывает, на какой высоте, с какой скоростью в какую точку нужно выйти "Грачу", чтобы сброшенная им бомба точно поразила требуемую цель.
Данная система применяется в настоящее время на многих отечественных ударных самолетах ВКС России. Другой вопрос, что не всегда в боевых условиях возможно выйти в указанную "Гефестом" точку для сброса боеприпаса по причине наличия у противника хорошо развитой системы ПВО. В этом случае выручает еще одна разработка отечественных специалистов - управляемый модуль планирования и коррекции, или сокращенно УМПК. Модуль навешивается на обычную свободнопадающую бомбу и в зависимости от высоты сброса и скорости самолета-носителя позволяет ей гарантированно поражать цели, находящиеся на больших дальностях, порядка 40-60 км. Самолет при этом не входит в зону действия вражеской ПВО. Комплекты УМПК могут навешиваться на свободнопадающие бомбы всех типов, начиная от двухсотпятидесятикилограммовых и заканчивая трехтонными.
Таким образом, несмотря на свой пятидесятилетний юбилей, штурмовик Су-25 в отставку уходить не собирается. Работы для него хватает с избытком. "Грач" по-прежнему находится в боевом крылатом строю, уверенно и эффективно выполняя возлагаемые на него боевые задачи. Очевидно, что в обозримом будущем штурмовик Су-25 сохранит за собой свою нынешнюю роль.
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться