О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Гражданские вертолеты "Камова": от автожиров до современного Ка-32А11М

14 сентября 1902 года родился авиаконструктор Николай Ильич Камов, один из создателей отечественной школы вертолетостроения. Благодаря его усилиям Россия до сих пор остается единственным в мире разработчиком серийных вертолетов соосной схемы. Сегодня традиции создания камовских вертолетов продолжает и развивает Национальный центр вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова в составе холдинга "Вертолеты России".

Предлагаем вспомнить гражданские вертолеты марки "Ка", которыми гордится наша страна.

Начало пути Николая Камова

Николай Камов родился в Иркутске. Уже в юношестве его стали привлекать точные науки и техника. В шестнадцатилетнем возрасте, в 1918 году, он был зачислен в Томский технологический институт (ТТИ) на механический факультет. В институте Николай сидел за одной партой с известным уже в то время русским летчиком Харитоном Славороссовым. Возможно, именно общение с легендарным пилотом, прославившимся своими перелетами по Европе и участием в Первой мировой войне, увлекло молодого Камова авиацией и авиастроением.

В 1929 году вместе с Николаем Скржинским Камов создал первый советский автожир (винтокрылый летательный аппарат) КАСКР-1 "Красный инженер". В протоколе заседания технической комиссии центрального совета ОСОАВИАХИМа, которое было посвящено рассмотрению разработки Камова, им впервые было употреблено слово "вертолет". Новое слово прижилось в языке как синоним французского "геликоптера".

Затем появились новые проекты автожиров. Успехи первых разработок Николая Ильича привели к появлению в 1939 году завода по производству автожиров, где Камов стал главным конструктором и директором. Конструкторское бюро по вертолетостроению, которое Камов возглавил в 1940 году, позднее стало ОКБ им. Н.И. Камова, а сейчас входит в Национальный центр вертолетостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова.

Первые вертолеты "Ка"

12 ноября 1947 года летчик-испытатель Михаил Гуров поднял в воздух первый камовский вертолет. Это был сверхлегкий одноместный Ка-8 "Иркутянин", выполненный по соосной схеме. Новый летательный аппарат заинтересовал военных моряков, и в Главкомате ВМФ СССР появилась идея проектирования на базе Ка-8 корабельного вертолета связи Ка-10 и позднее палубного вертолета Ка-15. Кроме применения на военном флоте, Ка-15 успешно использовался в сельском хозяйстве и в промысловом рыболовстве.

Следующая работа Камова − многоцелевой вертолет Ка-18, отличавшийся удлиненным и расширенным фюзеляжем, был отмечен Золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе 1958 года. Он развивал тему "винтокрылых такси" и был рассчитан на трех пассажиров или одного лежачего пациента с врачом в санитарной модификации. Ка-18 был выпущен небольшой серией в 100 машин и, как и остальные первые модели "Ка", олицетворял собой поиски новых форм и технологий Камова.

Вертолеты для спасения

Многоцелевой вертолет Ка-32, созданный в 1986 году, был предназначен для выполнения специальных поисково-спасательных и высотно-монтажных работ, пожаротушения, транспортировки груза внутри фюзеляжа и на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, а также патрулирования и поддержки операций спецслужб.

По своим характеристикам Ка-32 не имеет конкурентов в своем классе, а фирменная соосная схема Камова как нельзя лучше подходит для спасения людей, тушения лесных пожаров и борьбы с огнем в высотных зданиях. Эксперты со всего мира признают Ка-32 одной из лучших спасательных и противопожарных винтокрылых машин. Это была последний вертолет, в создании которого принял участие Николай Ильич. В 1973 году Камова не стало.

Наблюдательность, техническая смекалка и решительность позволили Николаю Ильичу создать уникальную конструкторскую школу отечественного вертолетостроения. И сегодня заложенный им научный и технический потенциал обеспечивает передовой уровень современных разработок Национального центра вертолетостроения холдинга "Вертолеты России" Госкорпорации Ростех.

Новая эпоха вертолетостроения

К началу 2000-х дальнейшее развитие получил зарекомендовавший себя в гражданском секторе вертолет Ка-26. Для перевозки грузов и пассажиров был необходим новый вертолет, оснащенный двумя двигателями, в результате чего опытно-конструкторским бюро Камова была начата разработка многоцелевого вертолета Ка-226. Фирмой были разработаны различные варианты Ка-226, исходя из пожеланий заказчиков и специфики задач.

Новейшая модификация Ка-226 - Ка226Т впервые была представлена на международном авиакосмическом салоне МАКС-2021. Многоцелевой модульный вертолет Ка-226Т можно оперативно конвертировать в пассажирский, грузовой, санитарный или поисково-спасательный варианты с помощью замены одного модуля на другой. Всего за полчаса можно полностью поменять назначение вертолета. Соосная схема машины обеспечивает компактность и высокую маневренность, Ка-226Т устойчив к боковому ветру и обладает высокой скороподъемностью. В настоящее время активно ведется работа по созданию импортозамещенной модификации Ка-226Т.

Продолжаются работы по совершенствованию Ка-32. В сентябре этого года поднялся в небо первый серийный образец модернизированного вертолета Ка-32А11М. В обновленной версии он получил новые двигатели ВК-2500ПС-02, разработанные Объединенной двигателестроительной корпорацией; цифровой пилотажно-навигационный комплекс, спроектированный по принципу "стеклянной кабины" и другие улучшения. Ка-32А11М будет особенно востребован для транспортировки грузов на внешней подвеске, проведения аварийно-спасательных операций и тушения лесных пожаров.
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка