О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ГТЛК представляет обзор транспортного комплекса России по итогам 2023 года

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) на основе данных из открытых источников и маркетинговых исследований приводит комплексную оценку состояния ключевых сегментов транспортного комплекса РФ по итогам 2023 года и прогноз по динамике их развития.

Авиация

Пассажирские авиаперевозки в РФ выросли на 11% год к году и составили 105,4 млн человек. Это на 4% выше показателя, заложенного в базовом сценарии комплексной программы развития автотранспортной отрасли на 2023 год. Кроме того, на 16% увеличился пассажирооборот, а процент занятости пассажирских кресел составил в среднем за 2023 год 87,6%.

Объем международного пассажиропотока ощутимо вырос - на 27%, почти достигнув уровня 2021 года, благодаря развитию авиасообщения с дружественными странами. Сейчас россияне могут без ограничений летать в 37 зарубежных стран. Внутренние авиаперевозки также продемонстрировали положительную динамику, однако не столь впечатляющую - на 6% год к году, всего было перевезено 82,7 млн человек.

Эксперты прогнозируют дальнейший рост авиаперевозок в 2024 году с увеличением пассажиропотока примерно на 8% - до 114 млн человек.

По объективным причинам (загрузка авиазаводов военными заказами, комплексная работа над новыми моделями отечественных самолетов) несколько просело собственное производство гражданской авиатехники. Так, по данным Росстата, в 2023 году было произведено 89 единиц гражданских вертолетов и несколько опытных образцов пассажирских самолетов.

На рынке очень ждут появления первых серийных поставок обновленных моделей самолетов российского производства, в первую очередь МС-21 и SJ-NEW, которые позволят сбалансировать воздушные парки отечественных авиакомпаний.

Железнодорожный транспорт

Погрузка на сети РЖД незначительно снизилась по итогам 2023 года - на 0,2% в основном из-за уменьшения перевозок, нефтепродуктов, угля, железной руды, а также лесных и строительных грузов. При этом общий грузооборот сохранился на уровне 2022 года.

На рынке наблюдается дефицит большей части видов подвижного состава (полувагоны, цистерны, хопперы) вследствие сочетания нескольких факторов - увеличения простоев парка, наличия узких мест на Восточном полигоне и замедления оборота вагонов. Парк задействованных вагонов в РФ достиг рекордной величины в 1,17 млн ед. в то время, как общий парк грузовых вагонов на 1 января насчитывает 1,3 млн ед.

По оценке Объединения производителей железнодорожной техники, в 2023 году производство грузовых вагонов в РФ выросло на 30% - до 63,7 тыс. ед., из которых 18,8 тыс. ед. - инновационные. Списанию за год подверглось почти 26 тыс. ед. вагонов.

Удорожание железнодорожной техники в силу увеличившейся себестоимости производства, сохранение повышенной ключевой ставки Банка России и ограниченное предложение на рынке может негативно отразиться на объемах закупки вагонов в 2024 году (не превысят объемов 2023 года). Арендные ставки продолжат рост по большинству видов подвижного состава. В части динамики погрузки грузов в 2024 году аналитики также ожидают рост - примерно на 1,6%.

Водный транспорт

По итогам 2023 года объем грузовых перевозок в РФ морским транспортом вырос на 19%, год к году до 32,9 млн тонн, а перевозки грузов внутренним водным транспортом снизились на 11% до 103,4 млн тонн во многом из-за действующих ограничений на вывоз лесопромышленной продукции.

Грузооборот морских портов РФ в целом за год вырос на 5,1% за счет увеличения перевалки нефти, зерна, грузов в контейнерах и удобрений. Положительная динамика достигнута благодаря переориентации экспорта нефти на другие направления, развитию собственных контейнерных сервисов и высокому урожаю. В 2024 году ожидается дальнейший рост перевалки грузов в портах по мере ввода в строй и выхода на плановые мощности новых портовых терминалов, развития подходов к портам Северо-Запада и Юга, расширения Восточного полигона.

Пассажироперевозки по ВВП выросли на 15% за счет увеличения популярности речных круизов и начала регулярных скоростных перевозок в регионах России, а морским - снизились на 19%. Свой вклад в развитие пассажирского речного транспорта вносит ГТЛК. В рамках реализации инвестпроекта с использованием средств ФНБ компания закажет и передаст в лизинг клиентам 19 скоростных пассажирских судов. Кроме того, в разработке компании находится еще один инвестпроект с привлечением средств ФНБ - на строительство и поставку не менее 200 пассажирских судов. Все вместе они могут составить ядро флота для сети пассажирских перевозок по ВВП Единой глубоководной системы европейской части России в соответствии с поручением Президента РФ.

В 2023 году российские верфи сдали 44 ед. транспортных гражданских судов - 18 пассажирских, 12 барж, 9 сухогрузов и 5 наливных. Консервативный прогноз плана заказа гражданских судов Минпромторга России в 2024-2035 гг. составляет 780 ед., а оптимистичный в три раза больше - 2300 ед.

Автотранспорт

Пассажирские и грузовые перевозки автотранспортом по итогам 2023 года выросли на 5,7% и 0,2% - до 8795 млн человек и 6225 млн тонн, соответственно. Объем коммерческих грузовых автоперевозок увеличился на 11,6% в основном за счет внутреннего сообщения, активного развития маркетплейсов и электронной коммерции.

Объем продаж грузовых автомобилей в 2023 году показал взрывной рост - в 1,7 раза год к году, достигнув исторического рекорда в 144 тыс. ед. на фоне реализации отложенного спроса, развития инфраструктурных проектов и перестройки логистики. Впечатляющую положительную динамику показали и продажи автобусов - 26% до рекордных 17,1 тыс. ед. При этом значительная часть продаж пришлась на долю иностранных, в основном китайских, марок - 71% в сегменте грузовиков и 27% в сегменте автобусов.

В 2024 году ожидается небольшое увеличение продаж грузовиков - на 10% и автобусов - на 5%. В числе ключевых сдерживающих факторов - возросший утилизационный сбор на иностранную технику и высокий уровень ключевой ставки Банка России. Стимулировать продажи помогут программы господдержки, в частности, льготный лизинг ГТЛК в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" и инвестпроекта по обновлению городского пассажирского транспорта с использованием средств ФНБ.

ГТЛК - крупнейшая лизинговая компания России, входит в перечень системообразующих организаций российской экономики. ГТЛК обеспечивает реализацию государственной поддержки транспортной отрасли, формирование эффективной инфраструктуры, привлечение внебюджетных инвестиций, развитие отечественного машиностроения, наряду с цифровой трансформацией и повышением операционной эффективности компании. 100% акций компании находится в федеральной собственности. В октябре 2023 года АКРА присвоило ГТЛК рейтинг ESG-B, уровень ESG-4, что соответствует очень высокой оценке в области экологии, социальной ответственности и управления.
Авторские права на данный материал принадлежат «Государственная транспортная лизинговая компания». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка