КнААЗ
22 января 2024, 10:07
Испытание не для каждого
…Он родился в октябре 1890 года в деревне Воля Варшавской губернии в семье отставного подполковника. Окончил гимназию, Варшавский университет, получил специальность юриста. С 1918 до 1923 года - участник гражданской войны, служил в Красной армии, занимался политработой, затем по личному желанию перешел в строевую часть. Участвовал в боях на Туркестанском фронте. Учился в Военной академии, окончил курсы усовершенствования высшего командного состава авиации. Командир и военком 3-й авиабригады, начальник ВВС Средне-Азиатского военного округа…
В 1931 году по предложению начальника Главного управления авиационной промышленности П.И. Баранова перешел на работу в авиапром, был начальником строительства в Покровске.
1 марта 1932 года назначен начальником Строительно-монтажного управления по строительству завода № 126 (стройки № 3) в Комсомольске-на-Амуре.
Из воспоминаний первостроителя А.П. Дьякова: "…Стойбище Дземги состояло из пяти плетеных фанз, обмазанных глиной, и одного рубленного дома, построенного по образцу русских изб с печным отоплением. Дом был разделен на две половины. На одной размещалось Управление строительством, на другой - кабинет К.Р.Золотарева, где он жил.
Однажды я был вызван к Константину Романовичу, тогда его и увидел впервые. Был он высокого роста, блондин, выглядел старше своих лет. Ему исполнилось 43 года, но волосы уже начали седеть. Одет он был в форму высшего летного командного состава, из знаков отличия носил два ромба, что соответствовало званию генерал-лейтенанта…".
Ситуация на строительстве была очень непростой. Неудачно выбрано место, плохое снабжение. Об этом уже 2 июня 1932 года Золотарев докладывает начальнику Глававиапрома П.И. Баранову: "…Отсутствие лесопильных рам лишает возможности заготовить необходимые для текущего сезона 44000 куб. метров пиломатериалов, т.к. край дает менее 25% потребности. Полное отсутствие водных транспортных средств в моем распоряжении, ставит под угрозу вообще завоз материалов на площадку, принимая особенно во внимание необходимость завоза и на первую половину 1933г. из этого положения, по-моему, два выхода: либо Вам добиться во что бы то ни стало маршрутной отправки грузов воинской скоростью и удовлетворения механизацией хотя бы на 75-80% по нашей заявке, либо пересматривать вопрос о сроках готовности завода, что, естественно, совершенно не желательно".
В сентябре на заседании Далькрайкома были заслушаны доклады руководителя инспекторской комиссии Наркомтяжпрома СССР Охотникова и начальника стройки завода № 126 К.Р. Золотарева. И принято постановление, в котором отмечалось, что состояние строительства не обеспечивает пуск завода в установленный срок - 1 января 1933 года.
Итоги 1932 года оказались неутешительными. Осенью 1932 года труд, вложенный коллективом стройки, был почти полностью уничтожен наводнением.
"…Было установлено, что за 40 последних лет, т.е. с момента начала ведения соответствующих записей в этих местах, вода в Амуре не поднималась так высоко. Значительная часть площадки, где проектировалось строительство корпусов завода, была затронута наводнением. А это означало, что площадку завода нужно переносить подальше от Амуре, и, следовательно, сроки строительства удлинятся. Но уже и без этого стало ясно, что первоначально намеченный план построить завод за 9 месяцев в этих условиях, при отсутствии надежных транспортных связей, необходимой техники, материалов и ограниченности ресурсов рабочей силы, является абсолютно нереальными и уже фактически был нарушен", - вспоминал первостроитель П.Ф.Сафонов, автор книг о Комсомольске-на-Амуре и авиационном заводе "Годы сближаю разные...", "Свет Комсомольска".
После этого проект был пересмотрен и выбрана новая площадка, удаленная от берега на 4,5 километра. На подготовку строительства на новом месте было затрачено больше года.
О плохом обеспечение стройки - не хватало инструментов, теплой одежды, обуви, элементарных продуктов вспоминал первостроитель В.Чурсин: "В столовой кроме сечки, сушеной картошки, пересоленной кеты и хлеба ничего не было, и в начале зимы начала свирепствовать цинга".
Медики категорически настаивали: "Стройку законсервировать, а комсомольцев немедленно эвакуировать".
Константин Романович резко выступил против этих предложений, доказывая и в Хабаровске, и в Москве, что в 1933 году на Дземгах надо вести подготовку к освоению новой площадки промышленного строительства, срочно строить казармы для красноармейцев-строителей…
Пополнение прибыло в январе 1934 года. В лютые морозы 2 - 17 января, преодолев пешком 400 километров, бойцы и командиры 30-го строительного батальона прибыли из Хабаровска на строительство молодого города. Военные строители расчищали площадку под строительство завода, строили низкую и среднюю зону главного корпуса.
"…С весной 1934 года положение стало меняться к лучшему, - вспоминал полковой комиссар Наумов. - Дни стояли теплые, солнечные. Снег быстро стаял, и низкая болотистая площадка превратилась в сплошное месиво грязи. Рыть котлованы приходилось, стоя по колено в болоте… И все же к 1 мая корчевка была закончена и подготовлены котлованы под фундаменты колонн".
Вершиной работы К.Р. Золотарева на стройке стало 18 июля 1934 года. В 12 часов дня состоялся митинг по закладке 1-го корпуса завода на "новой площадке", на котором выступили начальник строительства К. Р. Золотарев, член государственной комиссии - заместитель начальника главного управления авиационной промышленности НКТП И.В.Коссиор и начальник Глававиастроя В.И.Мухин. Акт закладки завода подписали начальник строительства, члены государственной комиссии, первостроитель С.И.Смирнов, военный строитель - бригадир каменщиков А.Шестаков. Комсомольская организация приложила к акту свое обращение к потомкам, подписанное комсомольцами В.Бушуевым, И.Сидоренко, Ф.Малышевым, П.Пазухиным, П.Андреевым и другими. Председатель постройкома И.Т.Бачинин вложил документы в свинцовую капсулу и передал ее К.Р.Золотареву, который уложил капсулу в подготовленную яму и залил бетоном.
Этим днем заканчивается подготовительный период стройки № 3. Как показали последующие события, эти первые годы были наиболее трудными. И в том, что первостроители выстояли и победили велика роль Константина Романовича Золотарева. Под его руководством были заложены основы социальной инфраструктуры, построены обеспечивающие подразделения.
Из воспоминаний первостроителя А.П. Дьякова: "Константин Романович по-отечески относился к своим подчиненным. Он был строг, требовал неукоснительного выполнения приказов, но в то же время был очень чутким, всегда со вниманием слушал тех, кто к нему обращался, старался помочь, если его о чем-то просили. И очень был предан авиации, уважал труд людей, создававших самолеты, и особенно ценил службу военных летчиков".
В августе 1934 года Золотарева вызвали в Москву, где он занимался вопросами подготовки производства на заводе № 126. В июне 1935 года был откомандирован в распоряжение начальника Аэрофлота, где работал заместителем, а потом начальником эксплуатации Управления.
26 августа 1937 года был арестован, приговорен ВКВС СССР 2 декабря 1937 года к расстрелу по обвинению в участии в террористической шпионско-вредительской организации.
Похоронен в Московской области.
Реабилитирован в феврале 1992 года ГВП РФ.
Авторские права на данный материал принадлежат «КнААЗ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы