Научно-исследовательский центр "Аэроскрипт"
20 февраля 2024, 10:04
Испытания сервисов ситуационной осведомленности в Путилово: шаг к безопасному небу
- Мы наблюдаем чрезвычайный рост рынка БАС, в том числе увеличивается спрос на технологии непосредственно для массовых полетов беспилотников в едином воздушном пространстве. "Аэроскрипт" вместе с производителями дронов проводит регулярно тесты одновременных полетов нескольких бортов в Ленинградской области. Расскажите подробнее о ходе испытаний.
- На первом этапе мы отрабатывали сервисы ситуационной осведомленности на аэродроме Путилово. В испытаниях участвовало две компании - "Геоскан" и "ДИАМ-АЭРО". Это были первые испытания, в которых участвовало по одному аппарату с каждой стороны. Были несложные сценарии полетов, но при этом мы собрали необходимые данные.
Суть испытаний заключалась в том, что аппараты этих компаний подключались напрямую к "Небосводу", без использования дополнительного бортового и наземного оборудования. Передавали данные телеметрии, а также информационные данные к нам на сервер. У себя на наземных станциях они могли видеть друг друга, несмотря на то, что это разные разработчики, разные компании. Сами аппараты не были оборудованы никаких дополнительным оборудованием. Тем не менее, внешние пилоты на своих индикаторах видели воздушную обстановку и друг друга в процессе полета.
Вся общая воздушная обстановка была развернута на КДП (командно-диспетчерский пункт) руководителя аэропорта.
Мы получили достаточно хорошие результаты - были видны очень устойчивые треки, подтвердились характеристики по точности, по целостности. В этом смысле испытания прошли успешно.
- Какой следующий этап? Что это даст?
Ко второму этапу мы планируем совместно с компанией "Авиателекоминвест" развернуть станцию АЗН-В, которая сможет принимать данные от пилотируемых самолетов. "Небосвод" уже умеет принимать данные по авиационным протоколам, поэтому это станция будет подключена к нему. Также мы планируем протестировать интерфейсы работы, посмотреть характеристики данных, которые мы получаем, и параллельно осуществить более сложные полеты с соответствующими усложненными сценариями и с большим количеством различных производителей аппаратов.
- Насколько важен сервис ситуационной осведомленности для беспилотной авиации?
Пилоты вертолетов и самолетов авиации общего назначения не видят в воздушной обстановке беспилотные борта. Даже если полет беспилотника осуществляется в пределах прямой видимости пилота, очень сложно с земли оценить ситуацию - непонятно, на одной ли они траектории, высоте, есть угроза конфликта или нет. Тот сервис, который мы делаем, будет очень востребован, потому что и те, и другие смогут видеть друг друга и характеристики полета: высоту, скорость, вектор скорости.
Таким образом, на данном этапе человек может спрогнозировать ситуацию и предпринять определенные действия. Этот сервис существенно повышает безопасность и уже на этом этапе может разрешить некоторое количество конфликтов.
- С какими вызовами сталкиваетесь и как это предполагается исследовать, решать?
- Технологии, лежащие в основе "Небосвода", используют данные наблюдения и навигации. Чтобы сделать пилотируемую и беспилотную авиацию друг для друга видимыми, нужно собрать все сведения воедино - синхронизировать. Понять, какое бортовое оборудование есть у пилотируемой авиации, какого нет. Что с наземной инфраструктурой, способна ли она принимать эти данные.
Среди технологических вызовов для беспилотной авиации сегодня - это сервисы обнаружения и предупреждения конфликтов в воздухе, а также системы контроля управления беспилотником. Это то, над чем сегодня работает все экспертное сообщество. Задача на первых этапах сделать максимально безопасным авиатрафик в едином воздушном пространстве, обеспечить качественную ситуационную осведомленность участников воздушного движения. В будущем же речь зайдет об автоматизации логистических операций и вывод человека за контур управления воздушным движением.
Подчеркну, в 2024 году мы совместно с партнерами - производителями БАС - тестируем сервис ситуационной осведомленности. С помощью методов математического моделирования мы разрабатываем полноценный сервис обнаружения конфликтов в воздухе, когда сама система будет определять и предугадывать ситуацию.
Авторские права на данный материал принадлежат «Научно-исследовательский центр "Аэроскрипт"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 8, 2024
Аэрофлот провел дегустацию "Вино на высоте"
Ноябрь 5, 2024
Конференция по воздушному праву: успех обусловлен слаженной профессиональной игрой всех участников мероприятия
Ноябрь 8, 2024
Ростех и МАИ будут совместно решать задачи по обеспечению технологического лидерства в аэрокосмической отрасли
Ноябрь 8, 2024
В центре Вьетнама нашли потерпевший катастрофу самолет Як-130