Госкорпорация Ростех
7 декабря 2023, 17:58
Истребитель Су-35С: экстремально опасен
Рассказываем о самом мощном авиационном комплексе поколения 4++, составляющем основу истребительной авиации ВКС РФ.
Между четвертым и пятым поколением
Многофункциональный Су-35С - самая современная модификация легендарного истребителя Су-27, символа отечественной военной авиации второй половины XX века. Это глубокая модернизация "двадцать седьмого", которая по своим характеристикам, за исключением малозаметности, соответствует истребителям пятого поколения.
Су-35 разработан в 2000-х годах, работы по проекту в ОКБ Сухого возглавил конструктор Игорь Демин. Первый полет состоялся 19 февраля 2008 года. Пилотировал самолет заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России Сергей Богдан.
По своим возможностям Су-35С превосходит большинство современных истребителей как в ближнем, так и в дальнем бою. Новейшие цифровые системы позволяют группе Су-35С эффективно взаимодействовать в воздухе и решать сложнейшие совместные задачи. Су-35С не имеет ограничений по углам атаки и обладает сверхманевренностью при высокой управляемости. Эти характеристики, а также возможность применения ракет "воздух-воздух" большой дальности существенно повышают боевой потенциал самолета.
Вопреки законам физики
Внешне Су-35С практически неотличим от Су-27, однако в планер были внесены значительные изменения: его конструкция была усилена для увеличения максимальной взлетной массы и срока службы самолета. Также это дало возможность брать на борт больше топлива.
Рекордного показателя дальности - более 3500 км - удалось достичь благодаря размещению топливных емкостей в фюзеляже и консолях крыла самолета. Чтобы керосин под влиянием перегрузок не перемещался внутри баков во время полета, используется губкообразный пенополиуретан.
Одно из ключевых новшеств "тридцать пятого" по сравнению с предыдущими машинами семейства - более мощный двигатель АЛ-41Ф-1С с повышенной тягой, модификация одного из лучших в мире двигателей для фронтовой авиации. Разработкой двигателя занималось ОКБ им. А. Люльки и "ОДК-УМПО" в составе Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха. Именно эта силовая установка позволяет Су-35С развивать сверхзвуковую скорость без использования режима форсажа, что является одним из требований к пятому поколению истребителей.
Максимальная скорость самолета у земли составляет 1400 км/ч., на высоте − 2.25М, потолок − 18 тыс. м. Управляемое сопло двигателя позволяет выполнять полет в уникальных режимах, например совершать короткий взлет с поврежденных полос.
В небе Су-35С способен выполнять фигуры, казалось бы, противоречащие законам физики. Например, только Су-35С делает мертвую петлю с минимальным радиусом, практически переворот на месте. И это не просто красивый рисунок в небе, но и маневр, дающий уникальные преимущества в бою. Кстати, с 2019 года истребители Су-35С поступили на вооружение пилотажной группы ВКС РФ "Русские витязи".
Брать на борт только лучшее
Важнейшее отличие Су-35С от родственных ему истребителей поколения 4+ семейства Су-30 и Су-33 − наличие на борту авионики пятого поколения.
Для обнаружения, сопровождения и измерения координат воздушных, наземных, надводных целей днем и ночью в Су-35С установлена радиолокационная система управления "Ирбис". Производится эта РЛСУ на Государственном Рязанском приборном заводе, входящем в "Концерн Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) Ростеха. "Ирбис" оборудован пассивной фазированной антенной решеткой с системой электронного управления лучом. Одновременно он может обнаруживать и сопровождать до 30 воздушных целей, а обстреливать одновременно до 8 воздушных целей. Локатор с фазированной решеткой позволяет обнаруживать цели в воздухе на расстоянии до 350 км и видеть даже такие сложные цели, как зависший в воздухе вертолет.
Высокоэффективная система радиоэлектронной борьбы Су-35С включает в себя станцию активных помех групповой и индивидуально-взаимной защиты, аппаратуру наведения противорадиолокационных ракет, системы предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении и о ракетной атаке, а также автомат выброса ложных целей.
Средства навигации и индикации разработаны Раменским приборостроительным КБ в составе КРЭТ. В кабине Су-35С нет аналоговых приборов, вся информация выдается пилоту на ЖК-индикаторы. При отказе одного индикатора система дублирует его на соседний. Также на случай отказа вся электронная система управления дублирована. Специально для Су-35С были созданы новые органы управления, основные функции которых сосредоточены в двух рычагах. Комплекс средств связи разработан НПП "Полет" в составе холдинга "Росэлектроника".
Впервые в истребительной авиации в Су-35С применена схема "ведущий-ведомый", когда командир группы имеет полную информацию об остальных самолетах - о количестве топлива, вооружении и т. д.
"Кулаками" Су-35С являются высокоэффективное управляемое вооружение класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность" большой дальности, неуправляемые боеприпасы и авиационная пушка 30 мм. Максимальная масса боевой нагрузки - 8 тонн на 12 узлах подвески.
Производство истребителя Су-35С - одна из приоритетных программ Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха. Серийный выпуск Су-35/35С ведется на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина. Самолет сегодня поставляется как для нужд Минобороны РФ, так и иностранным заказчикам. Су-35С отлично показали себя в Сирийском конфликте, выполняют задачи в ходе СВО, а недавно сопровождали борт номер один президента РФ в ходе полета в ОАЭ и Саудовскую Аравию.
Авторские права на данный материал принадлежат «Госкорпорация Ростех». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 26, 2024
Генеральным директором провайдера "Аэрофлот Техникс" станет Марат Терещенко
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Пассажирам Nordwind теперь доступны Отели Островка
Ноябрь 26, 2024
В аэропорту Домодедово открылся сервис по ремонту мобильных устройств