О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Из АЭС в самолеты: как проходит импортозамещение в российской авиации

Что происходит с импортозамещением в авиаотрасли

Развитие авиапрома, снижение зависимости от зарубежных материалов и комплектующих, а также повышение комфорта и безопасности пассажирских авиаперевозок - стратегические задачи российского правительства.

Импортозамещение в авиации идет по двум направлениям. Первое - снижение доли самолетов иностранного производства в авиапарках российских компаний. Это длительный процесс, растянутый на несколько лет.

По данным комплексной программы развития авиатранспортной отрасли РФ:

состав парка российских авиакомпаний для коммерческих перевозок насчитывает 1287 воздушных судов;
  • 1101 из них - пассажирские;
  • 738 самолетов - иностранного производства (большинство - среднемагистральные Airbus и Boeing);
  • 363 - российского (в основном ближнемагистральные Як-42 и Superjet 100, а также региональные "Ан" и "Як");
доля иностранных самолетов в пассажирских коммерческих перевозках составляет 67,1%. При этом на них приходится 95% пассажирооборота;
к 2030 году число отечественных самолетов планируется увеличить до 1395, а иностранных - сократить до 319, всего парк будет насчитывать 1714 воздушных судов.

Второе направление - это замена так называемых расходников, которые используются на самолетах иностранного производства. Сейчас доля таких воздушных судов велика, к 2030 году она также будет существенной, так что производство собственных расходников - актуальная задача. И это направление импортозамещения начало активно развиваться уже в 2022–2023 годах.

"Сегодня основу парка средне- и дальнемагистральных воздушных судов российских авиакомпаний составляют самолеты иностранного производства. Поддержание этого парка "на крыле" - непростая задача: после введения санкций усложнилась логистика доставки необходимых изделий, а также увеличилась их стоимость. В этой ситуации выглядит логичным проведение импортозамещения по ряду компонентов (условно называемых расходными материалами), которые востребованы постоянно", - отмечает в беседе с "РБК Трендами" глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

По словам эксперта, зачастую речь идет о не слишком сложных изделиях с точки зрения конструкции, поэтому освоение их производства в России выглядит вполне оправданным. Работы в этом направлении начались после введения санкций, первые образцы расходников появились еще в прошлом году, а сейчас на повестке системная работа, итогом которой должны стать новые производства и широкая продуктовая линейка.

Что такое PMA

Использование неоригинальных расходников на самолетах - распространенная практика на зарубежных рынках. Она проводится по процедуре PMA (Parts Manufacturer Approval, или "Одобрение для производителя запчастей"): авиационные регуляторы страны выдают компании - производителю неоригинальных компонентов лицензию, которая разрешает устанавливать их на самолеты.

В США авиакомпании нередко сталкиваются с нехваткой оригинальных деталей, в частности прокладок выхлопных систем или масляных фильтров, и обращаются к рынку PMA. Например, приобретают масляные фильтры для Boeing или Airbus, выпущенные компанией PTI. Компоненты от PTI - одобренная властями альтернатива оригинальных компонентов. При этом компания не заключала никаких соглашений с Boeing или Airbus. В PTI рассказывают, что цена их деталей может быть на 50% ниже, чем у оригинала, а надежность даже выше, так как регуляторы очень тщательно их проверяют, прежде чем выдать разрешение на продажи.

Спрос на неоригинальные запчасти стремительно растет. В 2017 году объем рынка PMA составлял почти $29 млрд, к 2026-му он может превысить $51 млрд. По словам президента MARPA (Modification and Replacement Parts Association, Ассоциация модификаций и запчастей; представляет американских производителей неоригинальных компонентов, чья деятельность одобрена властями) Джейсона Дикштейна, сегодня покупатели все чаще выбирают PMA-детали из-за надежности и доступности, а более низкая цена скорее второстепенный фактор. Аналитики также отмечают, что в США приоритетные направления для поставщиков - сенсорные устройства, электронные компоненты и детали интерьера. В конечном счете американские авиакомпании сближаются с производителями PMA и формируют партнерские отношения ради обеспечения бесперебойной работы как новых, так и старых самолетов.

Вице-президент Heico (американский поставщик компонентов для аэрокосмической и оборонной отраслей) по продажам в Азиатско-Тихоокеанском регионе Джо ДеПаоли считает, что PMA-рынок будет активно развиваться и в Китае. "Парк коммерческой авиации в КНР - второй по величине в мире, и он продолжает расти. Потребность в неоригинальных деталях также стремительно увеличивается", - поясняет он. По его оценке, главный драйвер для рынка в Китае - стремление международных китайских авиаперевозчиков сохранить конкурентоспособность с дальнемагистральными авиакомпаниями из других стран. Сокращение затрат и быстрая доставка все чаще подталкивает их к использованию PMA.

Практика замещения расходников и компонентов на неоригинальные повсеместна - за рубежом множество разработчиков таких комплектующих, подчеркивает Олег Пантелеев. Но на этом рынке есть и входные барьеры: нужно пройти строгие процедуры подтверждения соответствия предъявляемым требованиям. "Однако высокая добавленная стоимость при создании изделий для гражданской авиации делает этот рыночный сегмент привлекательным для разработчиков и производителей неоригинальных компонентов. Поэтому и в Европе, и в США, и в Азии существует конкурентная среда", - говорит эксперт.

Кто развивает PMA в России

Системное развитие PMA-рынка в России началось относительно недавно. Так, в сентябре этого года "Аэрофлот" и "Росатом" подписали меморандум о стратегическом сотрудничестве в области производства и техобслуживания изделий авиатехники. Компании пошли по пути создания цельной авиационно-производственной структуры, которая могла бы обеспечить полный цикл разработки и производства российских аналогов расходников для иностранных самолетов.

Еще летом специалисты "Росатома" адаптировали воздушные и водяные фильтры для атомных станций под использование в системах рециркуляции воздуха и подачи питьевой воды Boeing и Airbus. Фильтры прошли несколько этапов испытаний, которые подтвердили их полное соответствие требуемым техническим и гигиеническим характеристикам, а также уровню безопасности. В "Росатоме" отмечают, что расчетный ресурс российских фильтров на 20–25% выше, чем зарубежных аналогов. Производство развернуто на базе Физико-энергетического института имени А.И. Лейпунского.

В дальнейшем планируется заняться разработкой, сертификацией и производством комплектующих для кабин, салонов, багажников самолетов. Ожидается, что полномасштабное производство компонентов начнется не позднее первой половины 2024 года.

Какие расходники можно заменить отечественными аналогами:
  • воздушные и водяные фильтроэлементы;
  • пластиковые, металлические, композитные, сотовые, резинотехнические изделия;
  • составные изделия;
  • электронное оборудование пассажирской кабины: инверторы (устройства для преобразования постоянного тока в переменный), блоки питания, датчики, компоненты нагрева и освещения, световое и индикационное оборудование и т.д.
Каковы перспективы PMA в России

Глобальная цель совместной работы "Аэрофлота" и "Росатома" - поддержать всю российскую авиаотрасль и обеспечить импортозамещенными расходными компонентами.

"Крупные компании, имеющие возможность использовать существующий технологический, производственный и финансовый потенциал, такие как "Росатом", опираясь на партнерство с "Аэрофлотом", могут реализовать столь масштабные проекты. А вот небольшим инновационным коллективам без серьезной поддержки со стороны институтов развития включиться в такие проекты было бы очень непросто", - комментирует Пантелеев.

Теоретически, дополняет эксперт, неоригинальные компоненты российского производства, после того как продемонстрируют свои качества, могут быть востребованы и на международном рынке, например в Иране и других странах, находящихся под санкциями. Но выход на более широкий рынок до нормализации отношений с Западом невозможен, уверен Пантелеев. Тем не менее российский рынок требует множества расходников, поэтому создание рентабельного производства выглядит вполне реалистичным проектом, считает он. Кроме того, компетенции, которые будут получены при создании, сертификации и эксплуатации этих изделий, могут обеспечить выход на рынок комплектующих изделий для отечественных самолетов. "Поэтому мы можем говорить о бизнесе, горизонты которого простираются далеко за пределы нынешнего десятилетия", - заключает глава аналитической службы агентства "АвиаПорт".
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка