О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Изобретения "Салюта" взяли "золото" и "бронзу" на "Архимеде"

Изобретения специалистов производственного комплекса "Салют" Объединенной двигателестроительной корпорации (входит в Госкорпорацию Ростех) отмечены золотой и бронзовой медалями на Международном салоне изобретений и инновационных технологий "Архимед", прошедшем с 19 по 21 марта в Москве.

"Золота" удостоился патент на новый способ изготовления протяжного инструмента, который используется при производстве авиадвигателей. Повышение стойкости протяжек позволит сократить время проведения работ и финансовые издержки.

"Внедрение модульной или сборной конструкции протяжного инструмента позволит повысить технологичность операции протягивания, снизит расход дорогостоящего инструмента за счет повышения ресурса более чем в 10 раз. Также внедрение изобретения увеличит скорость обработки протягиванием более чем в 4 раза, что, в конечном счете, скажется на стоимости изготовления турбинных дисков. Успешное внедрение на ПК "Салют" этого изобретения позволит масштабировать его на другие предприятия ОДК", - сообщил отмечает руководитель ПК "Салют" АО "ОДК" Алексей Громов.

Протяжка – это многолезвийный режущий инструмент, который используется для формирования замковых соединений в турбинных и компрессорных дисках. Замковые соединения необходимы для крепления лопаток к различным узлам авиационного двигателя.

"Протяжной инструмент эффективно решает задачу формирования замковых соединений, однако его отличает значительная металлоемкость, небольшой ресурс и длительность изготовления. Внедрение в конструкцию протяжек унифицированных твердосплавных пластин елочного профиля могут улучшить характеристики. Пластины имеют две взаимозаменяемые режущие кромки и это позволяет в случае поломки отдельных режущих зубьев не изготавливать новый дорогостоящий инструмент, а всего лишь заменить отдельные пластины и тем самым оперативно восстановить работоспособность протяжного инструмента", - рассказал заместитель начальника управления инструментального производства Павел Филатов, который представлял изобретение.

Еще одной разработкой "Салюта", отмеченной на Международном салоне изобретений "Архимед", стала концепция технического решения биротативного осевого компрессора с обеспечением возможности независимого регулирования частоты вращения каждого рабочего колеса.

Предварительные расчеты показывают, что осевой компрессор с такой схемой не уступает по своим характеристикам традиционным компрессорам, при этом позволяет снизить массу двигателя и уменьшить его габариты. Это изобретение в перспективе позволит создавать летательные аппараты с распределенной силовой установкой, работающей от единого турбогенератора с передачей мощности по проводам.

"Биротативный осевой компрессор отличается от традиционного тем, что у него нет направляющих аппаратов, создающих потери на поворот потока. Его рабочие колеса вращаются в противоположные стороны, причем рабочие лопатки спрофилированы таким образом, что при вращении угол выхода из лопаток предыдущего колеса является оптимальным для угла входа в лопатки последующего колеса. Теоретически, при прочих равных условиях, такое решение позволит сократить массу и осевые габариты компрессора" - отметил разработчик, начальник ОКБ ПК "Салют" Максим Жук.

Основными узлами осевого компрессора являются рабочие колеса (роторная, движущаяся часть) и направляющие аппараты (статорная, неподвижная часть). Лопатки рабочего колеса при вращении заставляют воздух двигаться, а статорные лопатки направляющего аппарата придают ему оптимальный угол для перехода на следующую ступень. В результате при переходе от ступени к ступени повышается степень сжатия воздуха, но этот процесс происходит с потерями, т.к. неподвижные направляющие аппараты не передают энергии потоку.

Производственный комплекс "Салют" АО "ОДК" занимается разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием авиадвигателей и осуществлением авторского надзора в эксплуатирующих организациях.

АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.

Госкорпорация Ростех – крупнейшая машиностроительная компания России. Объединяет свыше 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Компания выступает ключевым поставщиком вооружений, военной и специальной техники в рамках гособоронзаказа. Развивает высокотехнологичные гражданские производства в стратегических важных для страны отраслях, таких как авиастроение, двигателестроение, транспортное и энергетическое машиностроение, медицинское приборостроение, фармацевтика, новые материалы и др. Консолидированная выручка в 2022 году превысила 2,1 трлн рублей, доля гражданской продукции составила 44,5%.
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "ОДК"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка