ЦАГИ
7 марта 2024, 11:48
К 90-летию Юрия Гагарина: как ЦАГИ помог человеку покорить космос
Легендарная фраза "Поехали!", которая дала старт полету корабля "Восток-1", "родилась" еще во время тренировок - ее произносил своим ученикам-космонавтам Марк Галлай - летчик-испытатель, Герой Советского Союза, перед Великой Отечественной войной работавший в ЦАГИ. После серии исследований и испытаний виток вокруг Земли длиной в 108 минут проложил человечеству дорогу за пределы атмосферы.
Создание космических аппаратов "Восток", "Союз", "Венера", "Марс", работа по программам "Спираль", "Энергия-Буран", ракетному комплексу "Ангара", ракете-носителю "Протон-М" - в этих и других легендарных объектах техники нашел свое отражение научный потенциал ЦАГИ, что укрепило его роль центра не только авиационных, но и космических исследований. С момента, как была поставлена масштабная цель освоения космоса, институт был задействован в работах по ключевым проектам в этой сфере. Среди них и космический корабль "Восток-1", созданием которого занималось ОКБ С.П. Королева - академика АН СССР, великого ученого, начинавшего свой профессиональный путь в институте в 1930-е годы.
По замыслу конструкторов "Восток" был задуман в виде сферы - но и эта, по сути, простейшая форма, потребовала серьезных научных исследований. Перед учеными возникли непростые задачи по направлениям аэродинамики и динамики полета. Специалисты ЦАГИ занимались изучением нагрузок и сил, действовавших на аппарат во всем диапазоне чисел Маха по траектории баллистического входа в атмосферу, а также сформировали банк данных по тепловым потокам.
Работы по программе "Восток" пополнили экспериментальную базу ЦАГИ: для исследований характеристик космического корабля при гиперзвуковых скоростях полета была введена в строй уникальная аэробаллистическая установка. В нее помещалась модель, которая "выстреливалась" навстречу сверхзвуковому потоку. В результате ее относительная скорость становилась гиперзвуковой. Новый объект экспериментальной базы позволил исследовать те явления, изучение которых ранее было недоступно для ученых. Так, были получены данные о картине обтекания корабля "Восток-1" и коэффициент аэродинамического сопротивления аппарата. В результате специалистам удалось определить траекторию спуска аппарата в атмосфере и точку его приземления.
В работе по программе создания корабля "Восток-1" участвовали ведущие ученые ЦАГИ. Так, за создание аэробаллистической установки Александр Красильщиков и Леонид Гурьяшкин стали обладателями Государственной премии СССР. Свой вклад в этот проект внес и будущий член-корреспондент РАН Василий Ярошевский, занимавшийся в дальнейшем исследованиями космического самолета "Буран".
Полет Юрия Гагарина в космос - важная страница не только в истории нашей страны, но и в летописи ЦАГИ. Увековечить память о человеке, впервые побывавшем в безвоздушном пространстве, призвана выставка в Демонстрационном центре ЦАГИ. К юбилею со дня рождения космонавта здесь открыта историко-документальная экспозиция "Юрий Гагарин. Полет продолжается". Посетители смогут увидеть серию оригинальных фотоплакатов, выпущенных к 30-летию первого полета человека в космос Ассоциацией музеев космонавтики России.
Также Демонстрационный центр ЦАГИ присоединился к международному проекту "Земная орбита Юрия Гагарина", в рамках которого 4 марта стартовал автопробег по городам России. Организаторами выступают Ассоциация музеев космонавтики России и Фонд содействия авиации "Русские витязи". В ходе акции в музеях и на выставочных площадках проводятся встречи с представителями космической отрасли, лекции, викторины и другие познавательные мероприятия. Автопробег начался в Москве у Музея космонавтики, а 6 марта участники посетили Демонстрационный центр ЦАГИ.
Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского") основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ - крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.
Национальный исследовательский центр "Институт имени Н.Е. Жуковского" (далее - Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.
Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В состав ФГБУ "НИЦ "Институт имени Н.Е. Жуковского" входят следующие предприятия: ФАУ "ЦАГИ" (г. Жуковский, Московская область); ФАУ "ЦИАМ им. П.И. Баранова" (г. Москва); ФАУ "ГосНИИАС" (г. Москва); ФАУ "СибНИА им. С.А. Чаплыгина" (г. Новосибирск); ФКП "ГкНИПАС" (пос. Белозерский, Московская область).
Авторские права на данный материал принадлежат «ЦАГИ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
Аэропорт Внуково принял участие в Международном форуме и выставке "Транспорт России"
Ноябрь 25, 2024
"Промтех" открыл новый завод по производству микроэлектроники
Ноябрь 25, 2024
Росгранстрой ведет работу по техническому оснащению воздушного пункта пропуска Хабаровск