О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как дела у российских авиакомпаний?

В последнее время среди лидеров на Мосбирже часто можно было заметить и бумаги Аэрофлота. За счет активных полетов за рубеж в прошлом году компания восстановила свою долю на рынке. При этом выручка прибавила около 50%, а чистый убыток сократился почти в четыре раза.

Однако, по подсчетам Коммерсанта, прошлый год оказался успешным не только для Аэрофлота, но и для других российских авиакомпаний. Если по итогам 2022 года перевозчики суммарно получили около 100 млрд операционного убытка, то в 2023 операционные показатели были положительными – 13 млрд рублей. То есть, доходы с лихвой перекрыли потери.

Речь о 32 российских авиакомпаниях, на которые приходятся почти 100% перевозок. Интересно, что только 12 из них вышли в плюс по итогам года. Еще 17 – в минусе. При этом совокупная чистая прибыль авиасектора в прошлом году оказалась чуть меньше, чем в позапрошлом – 85 млрд против 89 млрд. Однако показатели по операционной прибыли включают в себя только доход с продажи билетов. Госсубсидии сюда не входят. То есть, эти цифры более показательны. При этом в 2022 году авиаотрасль получила из бюджета рекордную помощь: 100 млрд рублей в виде антисанкционных субсидий.

Чего ждать от авиакомпаний в этом году?

По мнению экспертов, пассажиропоток продолжит расти и дальше. За прошлый год он уже прибавил 11%. При этом больше всего перспектив у компаний, которые преуспели в переоформлении западных самолетов в российскую собственность. Это позволяет использовать данные суда на зарубежных маршрутах. Для примера: Аэрофлот урегулировал споры с лизингодателями почти по 100 самолетам.

Успехи крупнейшей авиакомпании страны позитивно отражаются на стоимости ее акций. С начала года бумаги прибавили уже около 40%. А впереди еще летний сезон, когда традиционно высокий спрос. Так что предпосылки для дальнейшего роста у Аэрофлота имеются. Аналитики БКС допускают, что скоро акции компании будут торговаться по 60 рублей. Это на 20% с лишним выше текущих значений.

Еще один крупный перевозчик, акции которого можно найти на Мосбирже – это Ютэйр. Недавно он отчитался о почти 20-процентном приросте выручки в прошлом году. Правда, чистая прибыль при этом упала на 16%. Однако это все равно не помешало росту бумаг компании. С начала года они прибавили в цене уже почти 20%.

Дивиденды Ютэйр не платит, так что растут акции исключительно на финансовых и операционных показателях. И тут в целом у перевозчика почти везде плюсы, кроме чистой и валовой прибыли. Все из-за выросшей аж на треть себестоимости продаж: расходы на ремонт, топливо, трудовые ресурсы, сами полеты, обслуживание самолетов и все в таком духе – все это сильно подорожало.

И не только у Ютэйр. Сейчас это общая боль авиаотрасли. Аэрофлот сообщил, что у него расходы на техобслуживание самолетов выросли за год сразу на 80% с лишним.

Если ремонт зарубежных самолетов становится все дороже, это, вероятно, должно подстегнуть российское самолетостроение. Свои машины чинить мы точно сможем. Да и Владимир Путин в декабре прошлого года пообещал более тысячи новых гражданских самолетов к 2030 году. Отечественного производства, разумеется. А в феврале призывал побыстрее их выпускать. На этом фоне акции самолетостроителей в моменте хорошенько подскочили. Речь о бумагах компании Яковлев и Объединенной авиастроительной корпорации.

Но уже к марту стало ясно, что в реальности все сложнее, чем на бумаге. Например, ОАК перенесла поставки своих новых гражданских самолетов МС-21 на следующий год. А Суперджетов-100 аж на 2026. Разумеется, на акциях корпорации это отразилось негативно. При этом и Яковлев и ОАК с начала года все равно чуть прибавили. Бумаги первой - 5%, второй - чуть больше 4%. Так что продолжим следить за новостями. Новый перенос поставок может легко свести весь этот прирост к нулю.

Что мы имеем в итоге?

Авиаотрасль в России активно восстанавливается, и власти возлагают на нее большие надежды. Так что бумаги из этого сектора вполне могут занять свое место в портфелях долгосрочных инвесторов. Но бизнес этот сложный и дорогой, а на успех влияет огромное множество факторов. Так что, в среднесрочной перспективе бумаги авиакомпаний и производителей самолетов вполне могут принести инвесторам и убыток.
Авторские права на данный материал принадлежат «InvestFuture». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка