Черемуха
23 апреля 2024, 08:04
Как работают передовые инженерные школы и что нужно делать, чтобы привлечь студентов
- Тематика, с которой мы вошли в проект, - создание линейки газотурбинных двигателей для авиации и энергетики. Для реализации программы развития передовой инженерной школы "Технологии двигателестроения" и решения фронтирных задач у нас создан демонстрационный образец двигателя на 150 килограмм-сил и стенд для испытаний газотурбинных двигателей, - прокомментировал ректор РГАТУ имени Павла Соловьева Валерий Кошкин.
На полях МТФ-2024 выступили представители ПИШ из Рыбинска, Перми, Самары, Санкт-Петербурга, Омска и Новосибирска. Работали над тем, чтобы добиться систематизации информации и выстроить работу под запросы Объединенной двигателестроительной корпорации, промышленности, науки и страны в целом.
- Программу развития нашей ПИШ поддержали шесть крупных промышленных предприятий. В первую очередь это ОДК, как в лице большого объединенного предприятия, так и в лице нашего постоянного партнера "ОДК - Сатурн". Кроме того, письма поддержки подписали рыбинские КБ "Луч", Завод приборостроения, "Русская механика", московская Группа компаний С7, - рассказал Никита Бурцев, директор ПИШ "Технологии двигателестроения" на базе РГАТУ.
В рамках развития передовых инженерных школ в Рыбинске создают семь дуальных лабораторий, рассказывают в РГАТУ. Для университета это классическая оборудованная лаборатория, для предприятия - площадка, где студенты могут решать практические задачи, нарабатывать компетенции, необходимые потенциальным работодателям. В РГАТУ отмечают: эта идеология выросла из многолетнего сотрудничества университета и "ОДК - Сатурн".
Часть оборудования для лабораторий закупят на средства гранта, часть - с помощью индустриальных партнеров. Закупки спланированы до 2026-го года. Но некоторые поставки уже выполнены. Например, идут пусконаладочные работы по пятикоординатному обрабатывающему центру. Переговоры по поставкам оборудования проходили и в рамках встреч на форуме. Лаборатории, созданные в развитие проекта передовых инженерных школ, пока располагают на базе корпусов РГАТУ. В перспективе - после 2028-го года - они переедут в кампус.
Особое внимание на тематической секции уделили кадровому вопросу - он оказался животрепещущим для многих представителей ПИШ.
- Большая часть преподавателей в ПИШе - это прогрессивные люди, которые хотят быть в тренде, работают на предприятиях. Есть такая практика, что преподаватели в ПИШе - это сотрудники предприятий уже работающие, которые занимаются инновационными разработками. Их интерес в том, чтобы подобрать себе кадры, потому что они видят все поле студентов, а также возможность самим поступить в аспирантуру и защитить диссертацию. Наши молодые преподаватели тоже устроились на полставки на предприятия, чтобы подчерпнуть то, что есть в отрасли, - поделилась опытом заведующая лабораторией интеллектуальных систем управления предприятием ПИАШ Самарского университета Виктория Кокарева.
Еще один вопрос, который заинтересовал участников секции, - это мотивация студентов. Представители Самарского университета признались, что проблема, когда лучше выпускники школ уезжают в Москву или Санкт-Петербург, им, как и Рыбинску, знакома. Виктория Кокарева, опираясь на свой опыт, заверила: благодаря тому, что обучение в передовых инженерных школах предполагает много практики, нередко "подтягиваются" и те, кто пришел с невысокими баллами по ЕГЭ.
- Сотрудники предприятий со студентами общаются на равных. Студентов не считают детьми - они становятся уже инженерами, к ним относятся как к специалистам, их спрашивают, как специалистов. Они за свою ответственность получают материальное поощрение. Дальше, когда ребята выполняют проекты и сдают их заказчику, они понимают, что становятся частью предприятия, - рассказывает Виктория Кокарева.
Для мотивации ребят к технологическому обучению нужно формировать положительный имидж инженера среди молодежи, считают эксперты. Пока же среди большинства школьников нет правильного понимания, что такое современное производство, как оно устроено. По этому направлению тоже предстоит много работы.
- Мы все понимаем, что имиджевую составляющую профессии инженера надо улучшать. Сейчас в ПИШ мы набираем 77 человек, но это не значит, что все они пойдут трудоустраиваться на завод. Не все хотят связывать свою жизнь напрямую с промышленным производством. Но есть ребята, которые хотят присмотреться. Поэтому у нас гибкая форма захода в ПИШ, - комментирует возможный вариант организации обучения Тимур Абляз, директор ПИШ "Высшая школа авиационного двигателестроения" Пермского национального исследовательского политехнического университета. - Есть первая группа, нацеленная на работу у индустриального партнера. Для этого мы проводим совместно разные мероприятия. Вторая группа - это те, кому нравится ПИШ как концепция, но они пока не готовы идти на завод. Мы им говорим: заходите и учитесь. И есть третья группа, это целевики от различных предприятий. Например, от "Роскосмоса", "Технодинамики" и других компаний.
Аналогично Рыбинску в Санкт-Петербурге для мотивации школьников созданы инженерные классы. Школьников вовлекают в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, проводят тематические конкурсы и мастер-классы. Для студентов организуют стажировки на предприятиях не только своего города, но и в других регионах.
Эксперты говорят: главная цель передовых инженерных школ - подготовить новое поколение специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики. Поэтому Ростех вкладывает средства в оборудование для вузов, разработку новых образовательных программ. На сегодня по стране открыто 15 ПИШ. В 2024-м году в них планируют инвестировать порядка миллиарда рублей.
Авторы: Юлия Сарычева, Марина Орлова
Авторские права на данный материал принадлежат «Черемуха». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 22, 2024
В аэропорту Гатвик эвакуировали пассажиров
Ноябрь 22, 2024
S7 по требованию Генпрокурора РФ изменила правила предоставления мест инвалидам
Ноябрь 22, 2024
Ямальский авиаперевозчик ввел дополнительные рейсы на новогодние каникулы