О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как вырастить профессионала? В "ОДК - Сатурн" организовали новый конкурс профмастерства среди наставников

Наставник может сыграть ключевую роль в профессиональной судьбе новичка, помогая освоиться в коллективе, быстро и безболезненно пройти период адаптации. В ПАО "ОДК - Сатурн" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) институту наставничества уделяют особое внимание, подчеркивая, что это - основа преемственности, которая, в свою очередь, выступает главным условием развития.

В завершение 2023-го - ушедший год в России был объявлен Годом педагога и наставника - на предприятии впервые провели узконаправленный конкурс профмастерства среди тех, кто за руку ведет к успеху молодых специалистов - среди наставников контролеров и дефектоскопистов. Именно это направление выбрали потому, что специалисты, стоящие на страже качества, - одни из самых востребованных на предприятии. Как вырастить профессионала? Почему, чтобы учить, надо учиться? Чем на "ОДК - Сатурн" ознаменовали завершение Года педагога и наставника? Ответы на эти и другие вопросы узнала журналист "Черемухи" Арина Ершова.

Наставник направит и поможет

По словам начальника группы управления проектами обучения рабочих Учебного центра "ОДК - Сатурн" Людмилы Гладских, система наставничества действует практически с основания предприятия. Специалисты уверены: без этого не обойтись, иначе развиваться практически невозможно.

Сейчас на предприятии делятся опытом с начинающими около полутора тысяч наставников разной направленности. Они сопровождают учеников, студентов-стажеров и тех, кто решил освоить новую профессию.

- Система наставничества действует в "ОДК - Сатурн" более двадцати лет. Сейчас наставник - это ключевая фигура внутреннего профессионального обучения. Он не просто передает новому сотруднику профессиональные знания, но и участвует в комплексной адаптации работника на предприятии, - говорит директор по персоналу "ОДК - Сатурн" Светлана Жукова. - Наставники получают возможность роста, в том числе за счет участия в конкурсах профессионального мастерства, и, конечно, им выплачиваются специальные надбавки к зарплате.

Чтобы получить почетное звание наставника, работнику необходимо иметь стаж не менее двух лет, минимум четвертый разряд и общие навыки общения с людьми. Нужны и готовность искать компромиссы, и стремление стать для коллеги примером развития. В этом году на "ОДК - Сатурн" поступили порядка 700 новых работников, и каждому из них в начале профессионального пути требуется рядом тот человек, который поможет разобраться в системе, ответит на рабочие вопросы.

- Когда руководитель подбирает наставника в подразделение, он проводит серьезный отбор кандидатов. Быть наставником - задача далеко не из простых. Ученики бывают разные, не все легко вливаются в коллектив и быстро осваивают профессию, поэтому на наставника возлагается большая ответственность. Один наставник может быть закреплен за несколькими новыми людьми, - объясняет Людмила Гладских.

Расти, чтобы помогать развиваться другим

Главная задача конкурса профмастерства - в том, чтобы наставники поделились опытом, продемонстрировали способы общения с подопечными, навыки выхода из сложных ситуаций. Специалисты добавляют: конкурс нужен и для популяризации института наставничества, и укрепления связи поколений на предприятии. Всего к борьбе за звание лучших подключились 13 наставников.

Среди участников оказались только женщины. Но это объяснимо: контролер - профессия больше женская. Для нее требуются внимательность, аккуратность и скрупулезность, как правило, свойственные прекрасному полу, а наставниками становятся те, кто уже добился определенных высот.

- Наставник - это, прежде всего, человек, который готов и может поделиться необходимыми знаниями и навыками в работе. Документально система наставничества оформлена в виде соответствующего положения, она непрерывно совершенствуется. В 2023-м году мы заняли почетное третье место на всероссийском конкурсе по системе наставничества, - рассказывает начальник Учебного центра "ОДК - Сатурн" Наталья Белова.

На предприятии говорят: главное - это желание работника стать наставником, а соответствие этому статусу показывает время. Для мотивации каждый год в Учебном центре предприятия организуют курсы повышения квалификации.

Конкурс профмастерства - он тоже помогает саморазвитию специалистов - проходил в три этапа. Первый из них был заочным: конкурсантки письменно разбирали десять нестандартных ситуаций, которые могут возникнуть в работе с подопечными, и предлагали пути их решения.

- Важность конкурса не только в том, чтобы выявить победителей. Это возможность для специалистов понять, кто такой наставник, как он должен работать, как сделать так, чтобы в коллектив влился новый человек, - объясняет директор по качеству "ОДК - Сатурн" Александр Петров. - Задача конкурсанток показать свои навыки, свои практические методы работы, рассказать о себе и донести ту изюминку, которая у них есть и с помощью которой они обучают новых коллег.

На втором этапе, который, как и третий, проходил уже в очном формате, конкурсантки отвечали на 30 вопросов теста по темам технического контроля. Каждая участница - за отдельным столом, при себе - опросник и бланк для внесения ответов.

Заключительный этап конкурса - пожалуй, самый сложный, он представлял собой самопрезентацию участниц. Наставницы рассказали о своих методах работы, количестве подопечных и их результатах в профессиональной деятельности. Волнение не отступало: конкурсантки переживали, терли руки и нервно переглядывались, но несмотря на это, все справились с задачей. Некоторые участницы даже вносили предложения по улучшению рабочих условий, чтобы сделать процесс обучения комфортнее.

С трепетом конкурсантки ждали подведения итогов, выходя в коридор, обсуждали вопросы и задания, поддерживали друг друга.

- Наставничество - это очень интересно. Я - человек замкнутый, но когда приходит ученик, во мне просыпается интерес: сможет ли он освоиться, как он будет вести себя на рабочем месте. У каждой участницы есть шанс, все здесь в каком-то смысле победители, - поделилась мыслями участница конкурса, занявшая второе место, контролер станочных и слесарных работ пятого разряда Наталья Мальцева. - Важно проводить такие конкурсы, потому что это дополнительная мотивация, стимул. Если я скажу ученику, что я участвовала в таком конкурсе, то больше шансов, что он, как новый работник, заинтересуется профессией.

Лучшие наставники

По результатам конкурса первое место заняла Евгения Львова, дефектоскопист рентгено- и гаммаграфирования пятого разряда отдела технического контроля опытного завода. Она же стала победительницей в номинации "Лучший наставник контролера/дефектоскописта". Участница отметила, что далеко не каждый, даже опытный работник, способен стать хорошим наставником - для этого нужны определенные навыки.

- Опыт работы у меня достаточно большой, в "ОДК - Сатурн" работаю 11 лет, а в роли наставника - с 2019 года. За это время "выпустила" четырех учеников, все получили четвертый разряд, - говорит победительница Евгения Львова. - Подобные конкурсы обязательно нужны, чтобы была мотивация двигаться вперед, набираться опыта, стимулировать себя к росту. Каждая участница работает в своей специфике, и поэтому знакомиться с опытом коллег очень интересно.

Победу в номинации "Ценный наставник контролера/дефектоскописта" одержала контролер станочных и слесарных работ шестого разряда управления технического контроля Анастасия Столбова, ее коллега Анастасия Хозова победила в номинации "Успешный старт".

Все конкурсантки получили дипломы за участие и подарки. Для победителей и призеров в течение года предусмотрена надбавка к зарплате в размере от 3000 до 5000 рублей.

Автор: Арина Ершова
Авторские права на данный материал принадлежат «Черемуха». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка