О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Как защищают самолеты от птиц в Омском аэропорту и что еще делают сотрудники аэродромной службы

Продолжается серия материалов, посвященная 95-летнему юбилею омского аэропорта

"Аэропорту в Омске 95, а нашей службе уже исполнилось 100 лет. В Главном Управлении ВВФ РККА 24 марта 1924 года и был создан специализированный отдел аэродромного строительства, на который возлагалось решение вопросов, связанных с организацией проектирования и строительства аэродромов, а также сооружений различного характера и предназначения на аэродроме", - рассказывает начальник АС омского аэропорта Анатолий Фирсенко.

Почти целую стену в рабочем помещении занимает стенд с историей подразделения.

Первый аэродром в Омске начали строить в 1926 году. С тех пор и по сей день важную роль в его работе выполняет аэродромная служба, которая обеспечивает комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома (взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перрона и мест стоянок воздушных судов) в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.

Сотрудники АС обеспечивают безопасность полетов в любое время года, суток и при любой погоде. Для реализации этой задачи используется различная техника, которая позволяет быстро и тщательно произвести очистку аэродрома. Подготовка покрытия – это не только работа современных уборочных машин. Это целый комплекс мероприятий и четко спланированные действия всей службы.Работа здесь всегда была непростая, но очень ответственная.

Сейчас в аэродромной службе омского аэропорта трудится 25 человек. На фото только одна смена.

Используют для работы сотрудники АС самую современную технику. Ведь даже при обычной уборке снега на летном поле нужно соблюдать определенные правила. Например, нельзя создавать сугробы возле взлетно-посадочной полосы. Если самолет неожиданно выкатится за ее пределы, он не должен встретить препятствий, которые могут причинить судну повреждения.

Сейчас, после схода снега, пришло время обновить разметку на полосе. Краска используется специальная, она предназначена для создания разметки на аэродромах. Если есть необходимость поправить разметку вручную, то рабочий передвигается велосипеде. В корзину как раз помещается ведро с краской. "Ночью командир воздушного судна ориентируется на огни, а днем - на знаки маркировки. По ним определяются зоны приземления, торможения, остановки", - поясняет Анатолий Фирсенко.

Еще одна суперважная задача аэродромной службы - определять коэффициент сцепления на взлетно-посадочной полосе: слишком скользкую использовать нельзя. Замеры проводят с помощью вот этого прицепа с электронной начинкой. Колеса здесь разной толщины, потому что более узкое имитирует шасси самолета.

В состав аэродромной службы входят инженеры по орнитологическому обеспечению безопасности полетов. Их задача - защищать птиц и самолеты друг от друга. Если птица попадет в двигатель, это может привести к аварии. Чем больше птица, тем больше проблем она может причинить. Много лет назад был случай, когда самолет столкнулся с крупной птицей, и был пробит носовой обтекатель. Раньше на аэродромах разрешалось отпугивать пернатых огнестрельным оружием, теперь оно не используется.

В нынешнем арсенале у борцов с птицами другие средства:
  • биоакустические приборы, воспроизводящие звуки выстрелов, голоса хищных птиц, а также птичьи крики тревоги и бедствия,
  • гром-пушки, отпугивающие птиц громкими выстрелами в воздух,
  • более 300 зеркальных подвесных шаров,
  • пусковое устройство под сигнальные ракеты (свето-звуковые),
  • шумовые револьверы,
  • ловушки для ворон, чаек, серой куропатки (пойманных птиц отпускают за пределы территории),
  • воздушные змеи в виде хищных птиц,
  • надувные динамические отпугиватели (аэромены),
  • радужные ленты.
Ловят птиц и мелких грызунов вот в такие сетчатые лучки.

"Два автомобиля для службы орнитологии - это наше ноу-хау, - рассказывает Анатолий Фирсенко. - Птицы привыкают, если шумовая установка стоит на месте, они же не глупые. Стационарные установки мы периодически передвигаем. А здесь решили сымитировать ружье. Сначала прикрутили гром-пушку на тележку, потом заказали автоприцеп, тут все хорошо закреплено. В трубу подается газ, внутри есть пьезоэлемент, нажимаешь в машине кнопку - и происходит хлопок. 110 децибел. Чтобы воздух по время движения не выдувал газ, сделали чехлы на пушку, а на трубу приварили защитную насадку".

На самой машине установлены динамики, которые транслируют крики птиц. Интересно, что сначала звуки призывные, чтобы все птицы, которые есть в окрестностях, собрались вокруг, а после звучит сигнал тревоги, спугивая всю стаю. Такие машины проезжают по полосе перед каждым взлетом или посадкой.

На поле стационарные гром-пушки стреляют по часам. График устанавливается в зависимости от расписания воздушных судов. Некоторым гром-пушкам "помогают" аэромены. Вентилятор, поднимающий их, тоже включается по таймеру, ночью фигуры еще и подсвечиваются. А вот зеркальный шар, совсем как на дискотеке. Солнечные зайчики тоже отгоняют пернатых. Сверху летает на привязи искусственный коршун.

"У нас бывают здесь ласточки, куропатки, чайка речная, баклан, вороны, сороки, коршуны, кобчики, пустельга, совы. Заключен договор с ОмГПУ, оттуда три раза в месяц приходит орнитолог и делает камеральную обработку - переписывает, где какая птичка и потом отдает нам отчет. Мы ориентируемся в работе на сезонное поведение птиц. Еще здесь зайцы бывают, лисы, корсаки. Лис отлавливаем, не причиняя вреда, потом минприроды их вывозит в лес. Корсаков не трогаем - они сюда не ходят и помогают нам с куропатками бороться", - сообщил Анатолий Фирсенко.

Напомним, ранее мы рассказывали о том, как появился омский аэропорт и куда приземлялись самолеты, пока его не было, а также о том, кто включает омские огни аэродрома. Впереди материал об обслуживании воздушных судов.

Текст: Наталья Семенова.
Авторские права на данный материал принадлежат «Омское областное телевидение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка