РБК
11 декабря 2023, 08:34
Компания ОДК взыскала с КумАПП ₽39 млн за ремонт двигателя вертолета
На кумертауском заводе наличие долга не отрицают, но просили снизить сумму неустойки
Как следует из материалов дела, в 2021 году КумАПП заказал АО "218-й авиационный ремонтный завод" (в 2022 году переименован в "ОДК-Сервис") в Гатчине провести ремонт вертолетного двигателя ТВЗ-117ВК. Стоимость контракта составила 48,3 млн руб. Исполнитель выполнил работы в срок, но заказчик не смог оплатить контракт.
В апреле и октябре 2022 года "ОДК-Сервис" направлял кумертаускому предприятию претензии с требованием произвести оплату. Заказчик признавал наличие долга, но погашать его не спешил. Тогда гатчинская компания ОДК обратилась с иском в суд.
Изначально сумма требований составляла 53,6 млн руб. Позднее КумАПП погасил часть долга. Уточненный размер претензии составил почти 39 млн руб. В ходе разбирательства кумертауский завод снова признал наличие основного долга в 34,6 млн руб., но просил суд снизить сумму неустойки.
Арбитраж провел собственный расчет процентов по долгу и пришел к выводу, что неустойка должна быть на 9 тыс. руб. меньше. В остальной части иск был удовлетворен. Стороны еще могут обжаловать решение.
Юрист юридической компании "Генезис" Татьяна Мацукова сообщила РБК Уфа, что по статистике Верховного суда РФ, в 2022 году вопрос о взыскании договорной неустойки поднимался почти в каждом пятом деле о ненадлежащем исполнении обязательств. При этом суды закрепили несколько ориентиров для определения адекватности неустойки: однократный или двукратный размер ключевой ставки, средние ставки по краткосрочным кредитам для бизнеса и показатели инфляции. Если требования истцов превышают один из этих индикаторов, то это является основанием для снижения договорной неустойки. В то же время в Гражданском кодексе РФ указано, что для снижения неустойки она должна быть не просто несоразмерной последствиям нарушения обязательств, а "явно несоразмерной", говорит эксперт.
"Приведенные ориентиры - показатели возможного размера убытков кредитора или незаконного дохода должника, который он должен возместить кредитору. Поэтому незначительное превышение установленных ориентиров не является основанием для снижения неустойки. Обычно суды указывают, что превышение неустойки является значительным в случае многократного превышения ставки рефинансирования. К примеру, превышение в 365 раз суды признали очевидно значительным. Превышение в 25 раз суды также признают значительным и снижают неустойку. Тем не менее есть случаи, когда суды признают превышение неустойки значительным и при четырехкратном превышении ставки рефинансирования", - сказала Мацукова.
В споре "ОДК-Сервис" и КумАПП ставка пеней, установленная в договоре в размере 0,02%, не является чрезмерной, говорит юрист. Поэтому перспективы обжаловать данное решение суда достаточно низкие.
Старший юрист Enforce Law Company Суюмбика Нигматуллина тоже считает, что неустойка по 0,02% - это вполне щадящие условия, так что ответчику не на что сетовать.
"Если пересчитать в проценты годовых, неустойка составляет примерно 7,3% от суммы долга. Мы бы даже оценили данный размер неустойки как заниженный, если сравнивать с обычными условиями хозяйственного оборота (0,1-0,2% в день) и ставкой, устанавливаемой ЦБ в текущих реалиях. В силу этого, мы полагаем, что суд первой инстанции справедливо взыскал неустойку, и шансы ответчика снизить неустойку в апелляционном суде оцениваем как крайне низкие", - сказала Нигматуллина.
АО "КумАПП" находится под управлением АО "Вертолеты России", входящего в госкорпорацию "Ростех". В отношении предприятия введены санкции, поэтому оно не публикует финансовую отчетность.
Как сообщал РБК Уфа, производитель вертолетов не в первый раз задерживает выплаты сравнительно небольших долгов перед поставщиками и подрядчиками. В 2022 году нижегородское научно-производственное предприятие "Полет" было вынуждено обратиться в суд, чтобы взыскать с кумертауского предприятия 420,4 тыс. долларов США за восстановительный ремонт комплекса коммутаторов вертолета Ка-31.
Авторские права на данный материал принадлежат «РБК». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
Стюардесса из РФ раскрыла размеры зарплат бортпроводниц Emirates
Ноябрь 26, 2024
В Коста-Рике из-за крушения самолета погибли пять человек
Ноябрь 26, 2024
Изучение места авиакатастрофы в Вильнюсе займет до трех дней