О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Комплексная поддержка эксплуатации воздушных судов российского производства

Эффективность эксплуатации гражданских воздушных судов в значительной степени связана с уровнем организации их технического обслуживания. Одной из ведущих российских компаний в этой сфере является АО "АРК Техник", которую возглавляет выпускник Московского авиационного института Юрий Орлов, получивший в вузе специальности инженера¬-радиоэлектроника и лингвиста­переводчика со знанием английского и испанского языков. После окончания МАИ Юрий Орлов работал в НПО "Алмаз" инженером по разработке элементов радиолокационных станций, в 2006 - 2019 гг. - главным специалистом, директором программ в АО "Ильюшин Финанс Ко." С марта 2019 г. - генеральный директор АО "АРК Техник".

"АС": Юрий Витальевич, читатели журнала "АвиаСоюз" со стажем, возможно, помнят статью о деятельности Вашей компании, опубликованную в 2013 г. Напомните, пожалуйста, кратко об истории создания компании и более подробно об основных направлениях ее деятельности в настоящее время.

Ю.О.: АО "АРК Техник" (ранее "ИФК Техник") организовано в 2004 г. с целью создания клиентоориентированной сервисной компании в сфере технического обслуживания и ремонта (ТОиР), готовой оперативно решать весь спектр вопросов послепродажного сопровождения гражданских само¬летов отечественного производства.

За 20 лет на рынке ТОиР наша компания существенно нарастила свои компетенции и в настоящее время обладает уникальным опытом в сфере разработки и внедрения программ по поддержанию летной годности воздушных судов (ВС), сертифицированным комплексом авиационного и радиоэлектронного оборудования (АиРЭО), единым возвратно­обменным фондом и опытным высокопрофессиональным персоналом.

Сегодня основными направлениями деятельности компании являются:
  • • оперативное и периодическое ТО воздушных судов;
  • • выполнение комплексных проектов по поддержанию летной годности ВС, модернизация и внедрение бюллетеней промышленности;
  • • диагностирование и ремонт комплектующих изделий в собствен¬ной лаборатории АиРЭО;
  • • планирование и инжиниринг ВС и компонентов;
  • • услуги по оценке и консалтингу авиационной техники;
  • • непрерывная работа по поддержанию и наполнению собственного пула авиационных компонентов для российских ВС.
Новый импульс развития наша компания получила в 2009 г. после запуска в Москве собственной лаборатории АиРЭО, обеспечивающей широкий спектр проверок и восстановления исправности комплектующих изделий российского и иностранного производства, устанавливаемых на самолетах Ил­96¬300/400, Ту­204¬100/300/Ту­214, Ан­148, SSJ¬100.

Технический центр оснащен тремя комплексами наземных автоматизированных систем контроля НАСКД¬200МБ, НАСК¬2000¬1 и НАСК¬2000¬2, обеспечивающих диагностирование и восстановление более 170 наименований комплектующих авионики различных типов ВС.

С момента основания компания "АРК Техник" занималась, в первую очередь, вопросами организации поддержания летной годности самолетов российского производства, но выбор отечественных авиакомпаний в пользу ряда зарубежных ВС, а также использование номенклатуры комплектующих зарубежного производства на отечественных самолетах, продиктовал необходимость дальнейшего развития в направлении обслуживания и ремонта этих комплектующих.

АО "АРК Техник" в 2012 г. получило Сертификат Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) по PART¬145, специалисты лаборатории прошли все необходимое обучение и стажировки на предприятиях­изготовителях. На сегодня мы обеспечиваем проверку и ремонты кухонного оборудования (кофеварки, кипятильники, духовые шкафы) производства B/E Aerospace, а также метеолокаторов RDR¬4B производства Honeywell, задействованных в комплектации отечественных самолетов.

Использование потенциала и возможностей лаборатории позволяет партнерам и клиентам АО "АРК Техник" значительно сократить сроки диагностики и восстановительного ремонта оборудования, а также уменьшить стоимость затрат на ТОиР, что сегодня является существенной статьей расходов эксплуатантов. При этом, равноудаленность лаборатории и склада от основных аэропортов московского авиаузла, позволяет обеспечивать доставку комплектующих эксплуатантам в течение трех часов, что особенно актуально при решении задач AOG (самолет на земле).

"АС": Как организовано сотрудничество АО "АРК Техник" с зарубежными авиакомпаниями?

Ю.О.: Один из наглядных примеров комплексного подхода в послепродажном сопровождении авиационной техники - многолетнее сотрудничество АО "АРК Техник" с кубинским национальным авиаперевозчиком Cubana de Aviaciоn. Во флоте авиакомпании с 2006 г. эксплуатируются современные самолеты российского производства: четыре Ил­96¬300, два пассажирских Ту­204¬100Е и два грузовых Ту­204СЕ.

Для выполнения оперативного и периодического технического обслуживания самолетов "АРК Техник" организует учебу и периодические стажировки кубинских специалистов, а также обеспечение центра ТОиР в Гаване необходимым современным оборудованием. При поддержке "АРК Техник" в аэропорту им. Хосе Марти сформированы и успешно работают склад комплектующих, многопрофильный центр ТОиР и входящие в него лаборатория АиРЭО и участок ремонта тормозных дисков.

Наша компания также тесно взаимодействует с авиационными властями Республики Куба (IACC), организуя подготовку сертификационной документации, регламентов, аудиты и сертификацию инспекторами IACC предприятий российской авиационной промышленности, выполняющих ремонты и поставки комплектующих для флота Cubana de Aviaciоn.

Для решения сложных вопросов эксплуатации самолетов Ил­96 и Ту­204 "АРК Техник" инициировало проведение более пяти летно­технических конференций по анализу и дальнейшей выработке решений для повышения уровня эксплуатации ВС на Кубе. В профессиональных совещаниях принимают участие компетентные представители разработчиков, заводов­изготовителей, ГосНИИ ГА и других организаций.

Так, благодаря работе коллектива "АРК Техник", в сентябре 2023 г. успешно завершено техническое обслуживание и модернизация самолета Ту­204¬100Е борт. CU¬T1702, а позже, в декабре 2023 г., при тесной кооперации с ПАО "Ил" завершено обслуживание самолета Ил­96¬300 борт. CU¬T1250. Оба воздушных судна без замечаний перелетели в аэропорт базирования эксплуатанта и активно используются в интересах Республики Куба.

Другой немаловажный партнер "АРК Техник" - национальный авиаперевозчик Корейской Народной Демократической Республики Air Koryo. С этой компанией нас связывает многолетнее тесное сотрудничество в части поддержания летной годности флота российских самолетов.

"АС": Расскажите, пожалуйста, о работе АО "АРК Техник" с отечественными эксплуатантами.

Ю.О.: Успешное многолетнее сотрудничество сложилось и с российскими авиакомпаниями. Практически все государственные и коммерческие эксплуатанты отечественных гражданских самолетов отмечают профессионализм наших специалистов в решении вопросов эксплуатации, оперативность и клиентоориентированность в принятии решений.

Новое и очень востребованное на авиационном рынке направление деятельности открыло для себя АО "АРК Техник" в 2022 г., запустив Управление оценки воздушных судов, вертолетов, авиационного имущества и оборудования, а также консалтинговые услуги по техническому аудиту и экономическому анализу всех типов ВС, в том числе, зарубежного производства. Сертифицированные специалисты нашей компании имеют огромный опыт в области оценки и консалтинга на авиационном рынке.

В целом, в настоящее время наша компания готова обеспечивать поддержку эксплуатации по принципу 24/7/365, ремонты комплектующих в сжатые сроки с одновременным предоставлением подменных комп¬лектующих для исключения простоя воздушных судов эксплуатантов, выполнять координирующую функ¬цию между авиационными заводами и властями, изготовителями комплектующих и ремонтными предприятиями, заинтересованными в обес¬печении надежной эксплуатации отечественных самолетов.

"АС": Юрий Витальевич, в течение ряда лет президентом Вашей компании, еще в то время, когда она именовалась "ИФК Техник", был Владимир Романович Клименко, хорошо известный и авторитетный человек в отечественной гражданской авиации.

Ю.О.: Действительно, Владимир Романович внес большой вклад в развитие нашей компании, в расширение спектра ее услуг, сумел организовать системную работу в сложных условиях рыночной экономики. Он - безусловный профессионал с большим опытом инженерной и руководящей работы в отечественной гражданской авиации, был главным инженером Центрального управления международных воздушных сообщений и техническим директором авиакомпании "Аэрофлот".

Мы поддерживаем с Владимиром Романовичем тесную связь. Его глубокие знания, большой опыт, высокие профессиональные и личные качества и сегодня востребованы в нашем коллективе.

"АС": Какие меры, на Ваш взгляд опытного авиационного руководителя, следует реализовать для повышения эффективности эксплуатации гражданских воздушных судов российского производства?

Ю.О.: В условиях острой необходимости наращивания объемов авиа¬перевозок, при том, что российская авиапромышленность работает в "стрессовом" режиме, обеспечивая текущие государственные заказы и одновременно выстраивая кооперацию по самолетам МС¬21 и импортозамещенному SJ¬100, эксплуатанты Ту­204, Ил­96 и других типов ранее выпускавшихся отечественных самолетов, остаются, по сути, один на один с решением вопросов поддержания их летной годности. Из­за небольшой серийности этих воздушных судов производители комплектую¬щих и заводы¬-изготовители, разумеется, не формируют даже минимальных складских запасов, сроки ремонта и поставок изделий составляют не менее 6 месяцев при самом оптимистичном сценарии, в большинстве случаев доходя до 12 месяцев и более. Такие длительные сроки восстановления, особенно в ситуации AOG (самолет на земле) - это, можно сказать, провал экономики эксплуатации в любом авиационном предприятии.

Поэтому всем без исключения эксплуатантам отечественных самолетов критически важно наличие налаженной системы послепродажного обслуживания.

В условиях острого дефицита комплектующих, на мой взгляд, производители и курирующие их отраслевые ведомства должны обратить более пристальное внимание к эксплуатантам отечественных воздушных судов. Ввиду модульной архитектуры большинства современных комплектующих, организации, имеющие соответствующие компетенции и сертификацию, могут решать задачи восстановления исправности комплектующих в сжатые сроки и без сложных бюрократических проволочек. Было бы правильно разработать и наделить такие организации ремонтной документацией, в случае необходимости провести дополнительное обучение специалистов по работе с конкретными изделиями. При этом крайне важна активная государственная поддержка создания как оборотных пулов комплектующих, так и выпуска достаточного количества отдельных модулей и элементов комплектующих, необходимых для выполнения текущих ремонтов.

Не менее важной задачей для разработчиков и изготовителей является этапное увеличение назначенных ресурсов выпускаемых комплектующих, исходя из анализа их эксплуатационной надежности. Эту работу необходимо вести беспрерывно.

"АС": Юрий Витальевич, благодарю Вас за интересное интервью.

Беседу вел Илья Вайсберг
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка