О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Конкурентный продукт": как проходит импортозамещение российского лайнера SJ-100

Сертификация обновленного самолета SJ-100 завершится в 2025 году

Сертификация ближнемагистрального самолета SJ-100 будет завершена в 2025 году. Об этом RT рассказал генеральный директор ПАО "Яковлев", замглавы ОАК (входит в "Ростех") по гражданской авиации Андрей Богинский. По его словам, в ближайшее время "Суперджет" ожидает цикл испытаний на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова. Как рассказал Богинский, в общей сложности в импортозамещении SJ-100 задействовано более 20 тыс. отечественных предприятий. Первые поставки таких "Суперджетов" запланированы на 2026 год. По словам экспертов, массовое производство SJ-100 придаст большой импульс развитию гражданской авиации РФ.

Генеральный директор ПАО "Яковлев", замглавы ОАК (входит в "Ростех") по гражданской авиации Андрей Богинский сообщил RT, что сертификация российских систем и агрегатов ближнемагистрального самолета SJ-100 будет завершена в 2025 году.

"Работа по сертификации российских систем и агрегатов в составе самолета будет завершена в следующем году таким образом, чтобы в максимально сжатые сроки начать поставки", - заявил Богинский.

Напомним, в настоящее время опытный образец "Суперджета", оснащенный системами и агрегатами российского производства, завершил программу заводских доводочных испытаний.

Замглавы ОАК рассказал, что сертификационные испытания SJ-100 будут проходить на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.М. Громова, где расположен авиационно-технический комплекс ПАО "Яковлев". По словам Богинского, SJ-100 предстоит выполнить "порядка 200 полетов по разным профилям".

Как пояснил собеседник RT, данный цикл летных испытаний нужен для внесения изменений в базовый сертификат типа. Они необходимы для подтверждения того, что "Суперджет" можно эксплуатировать в новом облике. Богинский отметил, что на самолет установлены отечественные системы и агрегаты, большая часть которых производится на предприятиях "Ростеха".

"В ходе летных испытаний необходимо тщательно проверить работу всех систем, аэродинамики, всего бортового оборудования. Сначала самолет (SJ-100. - RT) будет выполнять полеты на высотах и скоростях, характерных для основных эксплуатационных режимов. Далее можно будет подтверждать достижение экстремальных показателей в рамках расширения условий эксплуатации", - сказал Богинский.

Как отметил замглавы ОАК, для ускорения программы испытаний первый опытный "Суперджет" будет выполнять полеты на франко-российских двигателях SaM-146, которые были закуплены еще до введения западных санкций. Затем пройдут дополнительные испытания самолета с отечественными силовыми агрегатами ПД-8.

Разработчиком новейшей силовой установки является рыбинское предприятие Объединенной двигателестроительной корпорации "ОДК-Сатурн". По информации ОДК, двигатель ПД-8 предназначен для самолетов вместимостью 90-110 пассажиров.

Силовой агрегат для "Суперджета" создан с применением опыта разработки ПД-14, ставшего первым отечественным двигателем нового поколения для самолетов гражданской авиации. Как полагают в ОДК, ПД-8 будет менее затратным в эксплуатации по сравнению с аналогами.

"Удачная схема"

В последние годы российская промышленность осуществляет комплексную программу импортозамещения SJ-100. Отметим, что "Суперджет" создавался еще до введения санкций 2014 года. Как рассказал Богинский, на тот момент доля иностранных комплектующих в самолете превышала 50%.

"Предыдущая версия самолета под наименованием SSJ-100 создавалась в широкой международной кооперации, поэтому, действительно, большая часть комплектующих была импортного производства, что на тот момент позволило нам создать конкурентный продукт, соответствующий мировым стандартам качества. Не изменяя этим стандартам, сегодня мы создаем импортозамещенный SJ-100", - подчеркнул Богинский.

По словам замглавы ОАК, в настоящее время сформирована широкая кооперационная цепочка, причем исключительно из российских предприятий. Она позволила заместить свыше 40 систем и агрегатов.

"По SJ-100 можно отслеживать географию всей страны. В создании импортозамещенного самолета участвуют предприятия по всей России - от Санкт-Петербурга до Комсомольска-на-Амуре. Только основных поставщиков 46, а всего в проекте задействовано более 20 тыс. предприятий", - сообщил Богинский.

В частности, в Северной столице изготавливаются система контроля измерения топлива и вычислитель гидравлической системы, в Москве - комплексная система управления, в Самаре - шасси, в Казани - элементы интерьера салона, в Орехово-Зуеве - кислородная система и средства пожаротушения, в Курске - бортовое информационное оборудование, в Смоленске - регистратор полетной информации, в Уфе - система электроснабжения. На Рыбинском предприятии ОДК будет производиться силовая установка ПД-8 и ряд других важнейших комплектующих. Большинство предприятий-поставщиков входят в контур "Ростеха".

По оценке замглавы ОАК, импортозамещенный "Суперджет" по некоторым характеристикам будет превосходить SSJ-100, выпускавшийся до введения санкций.

"Безусловно, некоторые улучшения будут. Например, импортозамещенные самолеты будут выпускаться с горизонтальными законцовками крыла в базовой комплектации, что позволит снизить для авиакомпаний расходы на топливо. Также кабина пилотов станет более информативной - узкие вертикальные экраны индикации заменены на широкоформатные. Небольшие изменения внесены в планер самолета с учетом опыта эксплуатации и обслуживания серийных машин", - пояснил Богинский.

В то же время, как отметил замглавы ОАК, основная задача российской промышленности заключается в том, чтобы воссоздать воздушное судно на основе российских технологий.

В комментарии RT главный редактор портала AVIA.RU Роман Гусаров напомнил, что при создании первого "Суперджета" с SaM-146 Россия была вынуждена опираться на Запад. В итоге почти все бортовое оборудование и электроника поставлялись из-за рубежа.

"Самолет разрабатывался после 15-20 лет кризиса отечественного авиапрома. Между тем за эти годы произошла научно-техническая революция: появились турбовентиляторные двигатели нового поколения, цифровые технологии проектирования, композиты, авионика и системы управления, новые станки с ЧПУ (числовым программным управлением. - RT), которые фактически стали компьютерами. У России, кроме хорошей аэродинамической и конструкторской школ, почти ничего не было", - констатировал Гусаров.

Однако, как констатирует эксперт, российский авиапром достаточно быстро учился у западных коллег. Возросшие инженерные компетенции позволили разработать для проекта "Суперджет" двигатель ПД-8, новые материалы и сплавы, современную авионику и другие бортовые системы.

"Амбициозные задачи"

Андрей Богинский называет "Суперджет" одним из лучших образцов ближнемагистральной авиатехники. К преимуществам воздушного судна он отнес высокий уровень комфорта пассажиров, вместительность и дальность полета.

По информации ОАК, "Суперджет" востребован на российском рынке благодаря "гармоничному сочетанию" важнейших для ближнемагистрального пассажирского самолета качеств.

"Самолет предлагает пассажирам уровень комфорта, сопоставимый с магистральными авиалайнерами, за счет удачной схемы расположения кресел и вместительных багажных полок. Высокие показатели безопасности, функциональности и надежности обеспечиваются использованием передовых технологических решений", - говорится в материалах ОАК.

Достоинства "Суперджета" заключаются в отличной аэродинамике, электродистанционной системе управления полетом, современной кабине с боковыми ручками управления.

В модификации увеличенной дальности SJ-100 дистанция полета превышает 4 тыс. км, количество мест - более 100, крейсерская скорость - 830 км/ч, максимальная взлетная масса - чуть менее 50 т.

Первый полет импортозамещенного SJ-100, изготовленного производственным центром ПАО "Яковлев", состоялся в августе 2023 года. В соответствии с полетным заданием экипаж выполнил проверку характеристик устойчивости и управляемости самолета в воздухе. Также летчики-испытатели протестировали системы автоматического регулирования давления в кабине.

Генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь назвал это событие "лучшей демонстрацией технологической независимости страны".

"Мы доказали (в первую очередь самим себе), что можем разрабатывать и выпускать современные гражданские самолеты самостоятельно, без привлечения импортных технологий. Следующие амбициозные задачи - сертифицировать самолет в полностью российском облике и начать серийные поставки в авиакомпании", - заявил Слюсарь.

Отгрузка первых импортозамещенных SJ-100 запланирована на 2026 год. Российские заказчики получат сразу 30 самолетов. В последующем ОАК будет выпускать по 28 "Суперджетов" в год.

По мнению Романа Гусарова, SJ-100 является очень востребованным пассажирским самолетом как для России, так и для дружественных ей стран. Авиаперевозчики заинтересованы в покупке таких самолетов для "гибкого маневрирования авиапарком".

"Суперджет" занимает своеобразную нишу на рынке авиаперевозок. Он может использоваться на маршрутах с невысоким пассажиропотоком. Кроме того, SJ-100 станет прекрасным сезонным дополнением к среднемагистральным самолетам - тому же МС-21. Я имею в виду, что менее вместительный "Суперджет" будет использоваться в тех случаях, когда эксплуатанту невыгодно перевозить купивших не так много билетов людей на среднемагистральном лайнере", - подчеркнул Гусаров.

В комментарии RT исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев подчеркнул, что "Суперджету" предстоит пройти достаточно продолжительный цикл испытаний из-за высокой новизны инженерных решений.

"Многие комплектующие для SJ-100 не имеют аналогов, так как были сделаны с нуля. В связи с этим длительный этап сертификационных испытаний для подтверждения надежности и безопасности совершенно неизбежен. Чтобы ускорить их, промышленность параллелит некоторые процессы. Например, испытания систем, не связанных с двигателем, проходят на опытном самолете с SaM-146. Скоро в общей сложности, согласно планам ОАК, в сертификации будут участвовать уже три машины", - пояснил Пантелеев.

С его точки зрения, на сегодняшний день вполне реально заблаговременно развернуть серийное производство уже сертифицированных комплектующих. Таким образом промышленность облегчит себе задачу по реализации заявленных темпов выпуска "Суперджетов". По мнению Пантелеева, в течение нескольких лет отечественный авиапром сможет удовлетворить потребности российских перевозчиков в SJ-100.

"Для начала необходимо поставить достаточное количество SJ-100 собственным перевозчикам. Перспективы экспорта будут зависеть от международной политической обстановки и готовности России модифицировать самолет под нужды будущих заказчиков. Тем не менее можно предположить, что "Суперджетом" наверняка заинтересуются страны, которые опасаются западных санкций. Это Иран, некоторые государства Ближнего Востока и Африки", - подытожил Пантелеев.

Автор: Алексей Заквасин
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка