Известия
21 ноября 2023, 07:13
Крылом не вышли: "Победа" лишилась сертификата разработчика авиатехники
У "дочки" "Аэрофлота" выявили нарушения в одобрении модификаций самолетов
Залетный прецедент
"Победа" (входит в группу "Аэрофлот") перестала быть разработчиком авиатехники. Соответствующий сертификат ей приостановила Росавиация с 10 ноября. Приказ об этом подписал руководитель агентства Дмитрий Ядров (с ним ознакомились "Известия"). Причина этого в документе не называется.
Таким образом, "Победа" стала первой в стране организацией, кому Росавиация приостановила сертификат разработчика авиатехники, выданный после отказа западных компаний от технической поддержки самолетов в РФ. Согласно сайту агентства, этот документ есть у более чем 100 предприятий в России, в их числе семь перевозчиков. У группы "Аэрофлот" их три: кроме "Победы" им обладают также авиакомпания "Аэрофлот" и провайдер по техобслуживанию и ремонту воздушных судов "Аэрофлот Техникс".
В пресс-службе национального перевозчика сообщили "Известиям", что "Победа" сама отозвала свой сертификат. При этом на сайте Росавиации он значится как приостановленный.
- В рамках реализации стратегии развития деятельности по поддержанию летной годности воздушных судов группы "Аэрофлот" принято решение о концентрации компетенций разработчика на базе департамента развития конструкторских решений "Аэрофлота". В связи с этим "Победа" отозвала свой сертификат, - пояснили в авиакомпании.
Там уточнили, что для обеспечения ее повседневной работы и решения несложных задач, а также развития направления по производству альтернативных комплектующих изделий "Аэрофлот Техникс" сохранит свой сертификат разработчика авиатехники.
Без права на разработку
"Победа" получила сертификат разработчика в конце 2022 года, он давал ей полномочия разрабатывать техническую и ремонтную документацию для сертификации и внедрения второстепенных изменений (модификаций) на компонентах II и III класса. К ним относятся бытовое, аварийно-спасательное и светотехническое оборудование, фюзеляж, шасси, опоры, створки, колеса, крылья, окна, фонари, оперения, двери, люки, системы кондиционирования воздуха и связи, а также противопожарная, топливная, гидравлическая, противообледенительная, кислородная и другие системы.
Благодаря этому документу лоукостер мог самостоятельно выполнять нетиповые ремонты самолетов, изменять процедуры техобслуживания, заменять оригинальные компоненты на альтернативные, делать другие доработки воздушных судов и прочее, рассказал инженер в одной из авиакомпаний.
В пресс-службе "Победы" отметили, что отсутствие сертификата разработчика авиатехники не отразится на деятельности перевозчика. Поддержание летной годности воздушных судов будет осуществляться в том числе благодаря взаимодействию с департаментом развития конструкторских решений "Аэрофлота" и "Аэрофлот Техникс", указали там.
Но топ-менеджер одной из организаций по техосблуживанию самолетов в России уверяет, что никакого смысла "Победе" отзывать свой сертификат не было: свое конструкторское бюро позволяло ей не зависеть от КБ "Аэрофлота" и "не стоять там всегда в конце очереди", по аналогии с техобслуживанием самолетов в "Аэрофлот Техникс".
Надзорное влияние
Решение приостановить "Победе" сертификат разработчика Росавиация приняла по просьбе Госавианадзора (управление Ространснадзора по надзору в гражданской авиации), говорит источник в ведомстве. По его словам, в ходе проверки деятельности лоукостера как разработчика авиатехники госинспекторы выявили нарушения федеральных авиаправил, регламентирующих сертификацию авиатехники, организаций-разработчиков и изготовителей (ФАП-21). После этого, по его словам, Ространснадзор попросил Росавиацию аннулировать "Победе" сертификат, но агентство на это не согласилось, лишь приостановив его действие.
По информации источника, близкого к Ространснадзору, нарушения были допущены при внесении модификаций на трех самолетах Boeing 737. Так, по части разработанных изменений компания не подтвердила назначенные ресурсы. В частности, речь идет о заплатке на часть фюзеляжа, поврежденной в результате столкновения с птицей, ресурс которой назначили в 1,5 года, но никак не обосновали, почему именно столько.
Наиболее серьезное нарушение было допущено при замене оригинальных гаек для крепления антенны TCAS (система предупреждения столкновения самолетов в воздухе) на альтернативные. Там разработали бюллетень, в котором предусмотрели их осмотр на предмет разрушения и отклонений: с внешней стороны раз в неделю, а изнутри - каждые три месяца. Однако технологию, как попасть внутрь и что для этого нужно снять с самолета, не прописали. Инженерно-технический персонал, осуществлявший периодические инспекции, тем самым был введен в заблуждение, в результате чего один самолет свыше 1,5 месяца эксплуатировался без выполнения обязательных работ по техобслуживанию, рассказал собеседник.
Также, с его слов, вскрылись факты того, что до выполнения работ по разработке и сертификации в "Победе" допускался персонал без соответствующего обучения на тип воздушного судна, изданные инструкции по поддержанию летной годности не содержали исчерпывающего объема сведений для проведения работ, а некоторые модификации внедрялись до окончания их разработки. Не проводилась и оценка в рамках сертификации изменений и т.д.
По совокупности выявленных нарушений "Победа" заслужила, чтобы ее конструкторское бюро, в котором работает около 10 человек, закрыли, считает источник в Минтрансе.
При этом, по словам владельца сервиса обеспечения безопасности полетов RunAvia Андрея Патракова, у надзорного органа смешались требования из разных направлений: разработка, производство, поддержание летной годности, выполнение техобслуживания и т.п. В результате Госавианадзор выставил замечания не тем организациям, к которым они должны относиться.
Выявленные нарушения требований ФАП-21 - следствие как некомпетентности сотрудников Росавиации, которые отвечают за проведение оценки и выдачи "Победе" сертификата, так и архаичности и несоответствия международной практике самих ФАП-21 (например, с европейскими EASA Part 21), полагает эксперт.
"Известия" направили запросы в Росавиацию и Ространснадзор.
Проблем убавилось
В прошлом году Росавиация занималась массовой раздачей сертификатов разработчика авиатехники, которую в экспертном сообществе связывают не только с состоянием в отрасли - ряд авиакомпаний могли ускоренно получить документы при определенном содействии соответствующих подразделений агентства, отметил Андрей Патраков. За год оно выдало около 15 таких сертификатов, в том числе авиакомпаниям для решения задач поддержания летной годности иностранных воздушных судов, которые остались без обязательной по ФАП-21 поддержки со стороны оригинальных разработчиков, говорит эксперт.
По словам инженера в одной из авиакомпаний, Росавиация выдавала за год сертификаты без особого контроля и должных процедур. Тогда как за рубежом только сертификация организации, желающей получить такой документ с широким перечнем одобрений, займет два года.
Высокий интерес к получению такого документа в 2022-м был логичен - компаниям в санкционных условиях нужно было подстраховаться и получить право разрабатывать документацию самостоятельно, отметил исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.
- Сейчас, когда каналы поставок запчастей налажены, актуальность проблемы, кажется, несколько поубавилась, - считает эксперт.
По его словам, "Победа" не окажется в безвыходной ситуации из-за приостановки сертификата: у нее не эксклюзивный для России парк, эксплуатантов Boeing 737 много, и компаний, которые смогут разработать ремонтную документацию, на рынке достаточно. Олег Пантелеев допустил, что обращение к ним увеличит срок согласований, но это не создаст проблем, влияющих на безопасность полетов и регулярность вылета по расписанию.
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 27, 2024
Аэрофлоту подтвержден рейтинг НРКУ 7++ "Развитая практика корпоративного управления"
Ноябрь 28, 2024
Конструктор ОДК: молодые ученые создадут новые двигатели для отечественной авиации
Ноябрь 28, 2024
Ростех покажет передовые разработки на конгрессе молодых ученых
Ноябрь 28, 2024
Краснодарец рассказал ТАСС, как спасал пассажиров лайнера в Анталье