О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кто и сколько (миллионов) зарабатывает на перелетах кузбассовцев: изучаем доходы аэропортов

Через воздушные гавани двух главных городов Кузбасса ежегодно проходят внушительные суммы

Кузбасс один из немногих регионов, где работают сразу два аэропорта. Ежегодно каждый из них обслуживает порядка 500 тысяч пассажиров. А сколько зарабатывают воздушные гавани и кто ими управляет? Разбираемся в финансовых тонкостях. Кстати, общий годовой оборот двух аэропортов превышает 2,5 миллиарда рублей.

Кемерово

Деятельность кемеровского аэропорта им. Леонова обеспечивает одноименная организация - "Международный аэропорт Кемерово имени Алексея Архиповича Леонова", гендиректором которой является Николай Тарануха. По данным с ее сайта, в 2023 году воздушная гавань столицы Кузбасса обслужила больше 470 тысяч пассажиров.

Согласно сервису "Контур.Фокус", в 2023 году, по сравнению с 2022-м, ООО "МАК им. А. А. Леонова" увеличило выручку с 775 до 814,5 миллиона рублей. При этом финансовые результаты его работы как были, так и остались отрицательными - чистый убыток вырос со 109,4 до 134,8 миллиона рублей.

За последние 12 месяцев компания выступила заказчиком разной продукции и услуг по 42 контрактам на общую сумму 122 миллиона рублей. Самый крупный из них - на проектирование нового пункта пропуска через государственную границу за 22 миллиона. Сам аэропорт за год оказал услуги всего по двум договорам на 224 тысяч рублей, сдав в аренду несколько помещений.

Доля 90% в ООО "МАК им. А. А. Леонова" принадлежит ООО "Новапорт Инвест". Это одно из юрлиц группы "Новапорт", управляющей 21 аэропортом в разных городах России, включая Кемерово, Новосибирск, Челябинск, Калининград и не только. "Новапорт", в свою очередь, входит в структуру инвестиционной корпорации AEON, подконтрольной миллиардеру из списка Forbes Роману Троценко, состояние которого оценивается в 2,8 миллиарда долларов. Троценко, напомним, в 2021 году прилетал в Кемерово на открытие нового терминала.

Основное юрлицо группы "Новапорт", ООО "Новапорт Холдинг" по итогам 2023 года отчиталось о выручке 630,4 миллиона рублей и чистой прибыли 9,3 миллиарда. В 2022-м аналогичные показатели составляли 579,3 миллиона и 6,8 миллиарда соответственно.

Долей 10% в кемеровском аэропорту владеет Светлана Рыбальченко, которую СМИ называли сестрой экс-президента холдинга "СДС" Михаила Федяева - сейчас его судят по делу о взрыве на шахте "Листвяжная".
Рыбальченко также контролирует ООО "СДС-Строй", ООО "Барзасский карьер", ООО "Кузбасская медиагруппа" и несколько других организаций.

Отметим, топливозаправочный комплекс кемеровского аэропорта функционирует в качестве отдельной организации ООО "ТЗК МАК", у которой те же самые собственники, что и у основного юрлица воздушной гавани. По итогам 2023 года комплекс показал 14,2 миллиона рублей выручки и 20,9 миллиона чистой прибыли (в 2022-м было 12,6 и 11,6 миллиона соответственно).

Как писал NGS42.RU, с 2022 года в аэропорту Кемерова проводят масштабный ремонт взлетно-посадочной полосы, рассчитанный на три этапа. Большую часть работ по первому этапу выполнили к январю 2024-го, второй и третий планируют завершить не позднее 2027 года. При этом финансирование следующих стадий ремонта пока не согласовано.

За последний год в аэропорту им. Леонова несколько раз по разным причинам приостанавливали прием самолетов. В том числе причинами становились погодные условия и дефекты взлетно-посадочной полосы. В марте в очереди на стойку регистрации в аэропорту скончался человек.

Новокузнецк

Новокузнецкий аэропорт им. Волынова в 2023-м опередил кемеровский по пассажиропотоку. В прошлом году в нем обслужили 534 тысячи человек.

Воздушными воротами центра южной агломерации управляет ООО "АэроКузбасс", генеральным директором которого работает депутат областного парламента Кирилл Ермаков. В прошлом году компании удалось улучшить финансовые показатели относительно 2022-го: выручка поднялась с 1,3 до 1,8 миллиарда рублей, чистая прибыль - со 149,4 до 289,7 миллиона.

За последние 12 месяцев аэропорт Новокузнецка приобрел продукцию и услуги по 152 контрактам на 1,4 миллиарда рублей. Больше всего в "АэроКузбассе" заплатили по одному договору за поставку топлива - 850 миллионов. Сама организация выступила поставщиком услуг по четырем контрактам на 2,1 миллиона. Столько компания заработала за передачу тепловой энергии и сдачу помещений в аренду.

ООО "АэроКузбасс" через двух промежуточных юрлиц (АО "Международный аэропорт Новокузнецк имени Бориса Валентиновича Волынова" и ООО "Аэросиб") фактически подконтрольно ПАО "Эн+ Груп", созданному миллиардером Олегом Дерипаски. Эта организация является одним из ведущих производителей алюминия в мире, в ее структуру входит компания "РУСАЛ", включая профильный завод в Новокузнецке. По итогам 2023 года "Эн+ Груп" отчиталось о выручке 22,5 миллиарда рублей и чистой прибыли 18 миллиардов (в 2022-м было 10,9 и 6,3 миллиарда соответственно).

Главным проектом новокузнецкого аэропорта последних лет является строительство нового терминала за девять миллиардов рублей, которое ведется с 2022 года. Изначально власти Кузбасса требовали сдать его к февралю 2023-го, однако затем сроки неоднократно сдвигались. Это среди прочего объясняли санкциями, необходимостью корректировки рабочей документации, недостатком специалистов на стройплощадке.

В феврале 2024-го в строящемся терминале произошел пожар, охвативший 300 квадратных метров. Вскоре после этого руководство аэропорта заявило, что его возведут до конца второго квартала того же года, но и в новые сроки уложиться не получилось. Следующий озвученный ориентир - середина ноября 2024-го.

Помимо этого, в аэропорту им. Волынова планируют в ближайшие годы реконструировать взлетно-посадочную полосу. В 2023-м компания объявляла тендер на разработку соответствующего проекта за 160 миллионов рублей. Предполагается, что одновременно с ремонтом полосу удлинят на 400 метров, что позволит воздушной гавани принимать более тяжелые самолеты.

В новокузнецком аэропорту, как и в кемеровском, за последние месяцы не раз происходили задержки и переносы рейсов и инциденты. В августе прошлого года самолет авиакомпании Nordwind со 140 пассажирами на борту выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и повредил шасси. Люди тогда не пострадали. В декабре аэропорт больше суток не мог принять самолет из Санкт-Петербурга из-за штормового ветра, плохой видимости и состояния ВПП, не соответствующей нормам безопасности.
Авторские права на данный материал принадлежат «НГС. Кемерово». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка