О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Курс на импортозамещение: как развивалась российская гражданская авиация в 2023 году

Главные события года в российской гражданской авиации

В 2023 году в российской гражданской авиации произошел ряд важных событий: первые полеты совершили импортозамещенный SJ-100 и модернизированный Ил-96-400М, на предприятиях в Перми и Ульяновске было развернуто серийное производство двигателей и композитного крыла для среднемагистрального лайнера МС-21. В свою очередь, Казанский авиационный завод имени С.П. Горбунова начал расширение производственных мощностей для выпуска пассажирских лайнеров Ту-214. По словам аналитиков, импортозамещение в российской авиации идет полным ходом. Реализация этих планов обеспечит России независимость от западных поставщиков и позволит насытить продукцией собственный авиарынок, уверены эксперты.

В 2023 году Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в "Ростех") продолжила работы по импортозамещению в гражданской авиации. Усилия ОАК направлены на обеспечение российских авиакомпаний отечественными самолетами в условиях действия западных санкций.

Как отмечают аналитики, одним из главных событий уходящего года в этой сфере стал первый полет опытного образца российского лайнера SJ-100. Воздушное судно представляет собой импортозамещенную версию ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100.

"Это очень серьезное и важное достижение с учетом того, что бортовые комплексы на оригинальной версии Superjet, которая сейчас летает, практически полностью импортные. А теперь они становятся отечественными", - сказал в комментарии RT главный редактор журнала "Взлет" Андрей Фомин.

Полет опытного SJ-100 состоялся 29 августа и проходил на высотах до 3 тыс. м и скоростях до 343 км/ч. Продолжительность полета составила 54 минуты.

В ходе испытаний, в частности, были протестированы система автоматического регулирования давления в кабине и заход на посадку с уходом на второй круг.

Как сообщили в Минпромторге РФ, в ходе тестов были подтверждены стабильная работа всех отечественных комплектующих, а также управляемость и устойчивость самолета в воздухе.

В министерстве добавили, что на обновленном лайнере было замещено около 40 систем и агрегатов. Как сказали аналитики, по итогам импортозамещения в конструкции SJ-100 не останется иностранных комплектующих.

"На самолете планируется заменить все импортные системы, которые на нем были, включая двигатели. К настоящему моменту все бортовые системы и практически вся авионика на нем уже российские. Следующим этапом станет замена двигателей", - пояснил Андрей Фомин.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров полагает, что первый полет нового Superjet с российскими двигателями ПД-8 может состояться уже в 2024 году.

"Отечественные двигатели уже установлены на один из опытных образцов. Сейчас ожидается разрешение на первый полет. Сроки выдачи разрешения будут зависеть от хода сертификации самого двигателя, которая сейчас ведется. После сертификации двигателя начнутся испытания самолета уже с ПД-8", - пояснил специалист в разговоре с RT.

Первый полет Ил-96-400М

Еще одним важным событием в 2023 году стал первый полет широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета Ил-96-400М, который состоялся 1 ноября.

Данный лайнер является модернизированной версией Ил-96-300 и отличается от него удлиненным на 9,35 м фюзеляжем и более мощными двигателями ПС-90А1. Самолет вмещает до 370 пассажиров.

По данным Минпромторга РФ, Ил-96-400М получил новые эксплуатационные и транспортные возможности за счет модернизации пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования, которое соответствует действующим и перспективным требованиям российских и международных авиационных регуляторов.

"Первый и успешный полет модернизированного Ил-96-400М - это демонстрация высочайшего уровня компетенций отечественных КБ и авиазаводов. Самолет не просто сохранил высокие показатели Ил-96-300, но и получил новые эксплуатационные и транспортные возможности... В дальнейшем новое судно позволит развивать и совершенствовать наши компетенции в создании широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов", - заявил зампред правительства - министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

По словам аналитиков, ввод в эксплуатацию Ил-96-400М позволит российским авиакомпаниям совершать рейсы по маршрутам большой протяженности.

"Благодаря параметрам этого самолета, в том числе дальности его полета, отечественные авиаперевозчики смогут перевозить пассажиров практически на всех линиях", - рассказал в беседе с RT исполнительный директор отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

В то же время эксперт добавил, что использование "четырехдвигательной схемы делает стоимость летного часа на самолете Ил-96-400М несколько выше, чем у двухдвигательных аналогов, поэтому применение Ил-96-400М, вероятно, будет ограниченным".

"Тем не менее принципиально важно, что наработки и компетенции по широкофюзеляжным дальним самолетам мы сохранили. В этом смысле полет Ил-96-400М - важная веха в развитии линейки широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров и подтверждение того, что наша страна не отказывается от амбиций по созданию машин такого класса", - подчеркнул Олег Пантелеев.

"МС-21 - это наш самолет будущего"

В 2023 году продолжились работы и по реализации одного из главных проектов отечественной авиации последних лет - создание среднемагистрального пассажирского лайнера МС-21. Его разработкой занимается ПАО "Яковлев" (входит в ОАК).

Из-за западных санкций, введенных в последние несколько лет, создание МС-21 замедлилось, так как разработчикам пришлось заменять иностранные комплектующие на российские образцы. По словам аналитиков, к настоящему моменту для значительной части этого оборудования уже найдены отечественные аналоги.

Так, на заводе "Аэрокомпозит" в Ульяновске в этом году начался серийный выпуск крыла для МС-21 из полностью российских композитных материалов. В дополнение к этому предприятие "ОДК-Пермские моторы" приступило к серийному производству новейших двигателей ПД-14, которые создавались для этого лайнера.

В свою очередь, "Ростех" передал разработчикам самолета первый комплект полностью российской авионики. Стали производиться и первые отечественные образцы системы предупреждения столкновения в воздухе для МС-21 и SJ-100.

В декабре МС-21 по результатам испытаний Росавиацией было выдано разрешение на перевозку максимального числа пассажиров - 211.

"МС-21- это наш самолет будущего. Процедура импортозамещения оборудования на нем идет полным ходом", - сказал Андрей Фомин.

"Согласно планам, все испытания должны завершиться в такие сроки, чтобы к началу 2025 года самолет был готов к поставкам. Этих испытаний - сотни. Некоторые уже проведены. Будем надеяться, что все оставшиеся работы и проверки удастся завершить в намеченные сроки", - добавил эксперт.

Возвращение Ту-214

В уходящем году на Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова началось расширение производственных мощностей для выпуска пассажирских лайнеров Ту-214.

Данный самолет является модификацией среднемагистрального пассажирского лайнера Ту-204, созданного в 1980-х годах. Из-за экономических проблем 1990-х годов и наступившего после развала СССР кризиса в авиаотрасли производство самолетов Ту-204 и Ту-214 так и не стало массовым - эти машины применяются сегодня в основном в государственных организациях.

Однако западные санкции, которые сделали невозможным покупку новых и обслуживание эксплуатируемых российскими компаниями самолетов Airbus и Boeing, подарили Ту-214 вторую жизнь. В 2022 году было решено увеличить объемы производства Ту-214 для покрытия возникших у авиакомпаний потребностей в новых машинах. При этом лайнеры будут доработаны таким образом, чтобы в них не осталось иностранных деталей.

Согласно существующим планам, до 2030 года планируется выпустить порядка 115 самолетов Ту-214.

"У нас к началу этого года в гражданской авиации насчитывалось несколько сотен среднемагистральных лайнеров. Но все это Airbus и Boeing. После введения санкций получение запчастей для них стало проблемой, хотя этот процесс как-то идет и налаживается. Но все понимают, что эта задача с каждым годом будет становиться все сложнее. Поэтому и встал вопрос о замене всех этих самолетов на отечественные. Конечно, их все надо было бы менять на МС-21, но сразу это сделать не получится. Поэтому принято решение параллельно строить самолет Ту-214", - рассказал Андрей Фомин.

Аналитик добавил, что Ту-214 - "это хорошая машина", которая не уступает аналогам от Boeing и Airbus.

"Ту-214 уже полностью освоен профильными специалистами. Важно и то, что он практически полностью российский", - подчеркнул Фомин.

"Ставка на развитие"

Как отмечает Олег Пантелеев, реализация программы по импортозамещению в авиапромышленности не будет быстрой, однако вложенные в это дело усилия и средства оправдывают себя.

"Курс на импортозамещение, безусловно, себя оправдывает, потому что освоение в России ключевых технологий, которые определяют уровень технического совершенства летательных аппаратов, - это безусловное благо. Работа в этом направлении обеспечит нам независимость от западных поставщиков авиатехники и насытит собственный авиапарк", - считает специалист.

Аналитик также добавил, что после удовлетворения спроса среди отечественных авиакомпаний российские самолеты могут выйти и на мировой рынок.

"В перспективе насыщение российского авиапарка позволит нам вернуться и на международные рынки. К сожалению, это происходит не так быстро, как хотелось бы, но ставка на развитие своих научных и конструкторских школ, на освоение передовых технологий в любом случае принесет плоды", - резюмировал Олег Пантелеев.

Авторы: Алексей Латышев, Екатерина Кийко
Авторские права на данный материал принадлежат «РТ на русском». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка