О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Лазерные, газовые и надувные отпугиватели: как аэропорты борются с птицами

Птицы всегда были и остаются источником повышенной опасности для самолетов. В нынешних условиях, когда стоимость и сроки ремонта воздушных судов значительно выросли, особенно важно не допускать таких столкновений. Аэропорты используют десятки методов борьбы: от соколов и ястребов до пиротехники и разного рода отпугивателей.

Столкновение в воздухе с воронами, голубями, воробьями и перелетными стаями для самолета может обернуться остановкой двигателя, повреждением остекления кабины и фюзеляжа судна. Для российских авиакомпаний проблему усугубляет затрудненный доступ к комплектующим, которые требуются для ремонта после таких воздушных инцидентов, рассказал исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев. "Значительная часть столкновений с птицами происходит в районе аэродромов. Там могут находиться места кормления или гнездования птиц, из-за чего риски существенно возрастают. Самолеты при заходе на посадку имеют скорость более 200 км/ч, и птицы действительно могут нанести им серьезные повреждения", - отметил он. Для всех аэропортов важен комплексный подход, с учетом породы птиц, которые гнездуются и кормятся неподалеку, и выработавшейся у них привычки к тем или иным пугалкам. То, что некоторое время эффективно в одном аэропорту, будет неэффективно в другом, считает эксперт.

Как сообщили в пресс-службе международного аэропорта Шереметьево, ко всем случаям столкновений воздушных судов с птицами там относятся очень серьезно, независимо от последствий. Помимо видеонаблюдения, специалисты отдела по орнитологическому обеспечению полетов объезжают летное поле на четырех оборудованных спецмашинах. Еженедельно обследуется прилегающая территория в радиусе 15 км для выявления мест и условий концентрации птиц. В периоды их массового скопления в Шереметьево создают сезонные группы авиационных орнитологов для более активных мер по отпугиванию. Серьезный подход к проблеме подтверждают цифры. "На аэродроме Шереметьево установлены 81 биоакустическая установка, 72 газовых отпугивателей "Гром", 41 противоприсадочная сеть, 2400 противоприсадочных шипов, 124 механических птицеотпугивателя МПО-1, 174 зеркальных шара, лазерный отпугиватель птиц, 60 динамических отпугивателей "Кондор", 8 надувных отпугивателей "Страж", лазерный прибор для отпугивания птиц, стационарный лазерный прибор для отпугивания птиц, клетка-ловушка для голубей, 18 лучков для отлова птиц, 7 клеток-ловушек для отлова диких животных", - уточнили в пресс-службе.

В аэропорту также активно используют пиротехнические и сигнальные средства, над решением проблемы также работают соколы-балобаны, ястребы-тетеревятники и специально обученная собака породы Бретонский эпаньоль. Кроме того, для снижения условий, привлекающих птиц, земли приаэродромной территории обрабатывают инсектицидами, чтобы уменьшить численность насекомых и грызунов. На самом летном поле подсыпают грунт, чтобы предотвратить скопления воды, скашивают траву, и по периметру обрабатывают жидким репеллентом.

"В 2024 году в аэропорту установлен радиолокационно-оптический комплекс "ЕНОТ-СД", который проходит тестовые испытания. Данный комплекс может выявлять и минимизировать угрозы для полетов, связанных с беспилотными гражданскими воздушными суднами и птицами. Система определяет координаты, высоту, скорость и направление их движения, после чего данные передаются специалистам, отвечающим за безопасность полетов. Это позволяет оперативно применять меры по предотвращению их проникновения в контролируемую зону аэродрома", - рассказали в Шереметьево.

В международном аэропорту Внуково используют более 40 наименований различных средств для отпугивания птиц. В их числе - биоакустические установки, пиротехнические средства, ловушки разных типов, телеметрическое оборудование, тепловизоры, хищные птицы и охотничьи собаки. Наблюдение за птицами непосредственно на летном поле ведут инженеры отдела эксплуатации аэродромов, в том числе и инженеры по орнитологическому обеспечению безопасности полетов. "Случаи проникновения птиц на летное поле фиксируются ежедневно. Аэропортом предпринимаются все необходимые меры по обеспечению безопасности полетов", - подчеркнули в пресс-службе Внуково.

Наиболее эффективно, по их мнению, решают проблему создание на летном поле неблагоприятных условий для нахождения птиц, регулярное окашивание грунтовой части летного поля, ликвидация заболоченных участков, а также применение хищных птиц и охотничьих собак.

В петербургском международном аэропорту Пулково для борьбы с птицами тоже применяют масштабный комплексный подход: следят за орнитологической обстановкой как на аэродроме, так и на прилегающей к нему территории. Над пожарными водоемами аэродрома, например, установлены сети, чтобы туда не могли садиться птицы, особое внимание уделяют недопущению появления поблизости несанкционированных свалок. Отпугивают птиц тоже разными методами: биоакустическими системами, имитирующими крики хищных птиц, зеркальными шарами, дающими блики, которые птицы воспринимают как опасность, газовыми пушками, сигнальными ракетами, чучелами, имитирующими соколов и ястребов в полете.

"Внедрена также орнитологическая система Orni, которая позволяет отслеживать полет до 100 птиц на расстоянии 20 км, и фиксировать их перемещения в пространстве", - сообщили в пресс-службе воздушной гавани. Инициатором ее разработки выступила управляющая компания Пулково. Продукт петербургского НИИ "Вектор" позволяет вести непрерывный круглосуточный мониторинг на большом расстоянии, отслеживает количество птиц и направление их движения и автоматически включает средства отпугивания, например, биоакустические системы. Система не создает помех для радиооборудования систем посадки и не имеет излучения.
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка