О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летчик-испытатель Игорь Шелест: об авиаторах - от первого лица

110 лет назад родился Игорь Иванович Шелест - летчик-испытатель 1-го класса, член Союза писателей СССР, книги которого стали важными свидетельствами времени, запечатлевшими знаковые моменты истории отечественной авиации и людей, дающих путевку в жизнь новым самолетам. Тема популяризации истории отечественной авиации и сегодня остается не менее актуальной, чем полвека назад: в различных ипостасях эта тема присутствует практически на каждом авиасалоне МАКС в подмосковном Жуковском.

Игорь Шелест родился в Москве 24 января 1914 года. После окончания школы работал клепальщиком на авиационном заводе, учился в Высшей летно-планерной школе. После окончания учебы в 1932-1934 годах работал планеристом-инструктором в Московской планерной школе, а с 1934 по 1937 годы - инструктором в Высшей летно-планерной школе, где провел испытания планеров "П. Головин" и ПАИ-3. С 1937 по 1939 годы работал летчиком, командиром отряда в одном из старейших и наиболее известных аэроклубов страны - Центральном аэроклубе СССР, в рамках которого организовывались Всесоюзные соревнования по авиационным видам спорта, регистрировались новые авиационные рекорды, осуществлялось представительство и защита интересов советского авиационного спорта в Международной авиационной федерации. С 1939 года И. Шелест перешел на работу летчиком-испытателем в ЦАГИ, а с 1941 года - во вновь созданный Летно-исследовательский институт.

Летом 1941 года была сформирована 2-я отдельная эскадрилья по обороне неба Москвы, в составе которой И. Шелест служил в июле - августе 1941 года. Затем его отозвали обратно на работу в ЛИИ, где он провел испытания планеров КАИ-5 "Сокол", "Орел", БДП-2, самолета УТ-2 на воздушной подушке, участвовал в испытаниях Ту-2С, И-224, Як-9 с мотором ВК-107. Помимо летных испытаний, И. Шелест занимается разработкой различных устройств для самолетов. Вместе с летчиком-испытателем Виктором Сергеевичем Васяниным он разрабатывал систему дозаправки самолетов в воздухе "с крыла на крыло" и проводил ее испытания. Для отработки этой системы было выделено два бомбардировщика Ту-2. Полеты начались 06 мая 1949 года, самолеты пилотировали И. Шелест (заправляемый самолет) и Амет-хан Султан (заправщик). 15 июня 1949 года ими была выполнена первая в стране крыльевая заправка. Тогда же И. Шелестом и В. Васяниным была разработана экспериментальная схема и методика заправки горючим в полете истребителя. 19 июля 1949 года впервые был осуществлен перелив горючего с Ту-2 на реактивный истребитель Як-15. Испытания крыльевой системы заправки продлились почти пять с половиной лет. Опыт ее освоения и эксплуатации на Ту-4 позволил во второй половине 1950-х годов создать и отработать модификацию подобной системы для заправки бомбардировщиков Ту-16, способных нести крылатые ракеты. Система заправки "с крыла на крыло" использовалась летчиками Дальней авиации вплоть до середины 1990-х годов.

За свои разработки И. Шелест получил семь авторских свидетельств. В 1954 году ему была присвоена квалификация летчика-испытателя 1 класса, в том же году он стал ученым секретарем методического совета ЛИИ, затем - начальником летно-инспекторской группы, а в 1962-1985 годах работал ведущим инженером-методистом.

В начале 1960-х Игорь Иванович начал публиковать в центральных журналах документальные повести о летчиках-испытателях, которые оказались настолько популярными, что после издавались отдельными тиражами. Любителям и энтузиастам авиации хорошо известны его книги "Безмоторный полет", "Испытание зрелости", "Лечу за мечтой", "Дни и ночи напролет", "Опытный аэродром", "С крыла на крыло", "Крылатые люди". В знаменитой книге "С крыла на крыло" И.Шелест подробно рассказал об эпопее с отработкой крыльевой заправки. Здесь же были собраны повести о знаковых эпизодах истории нашей авиации - от испытания первого советского реактивного истребителя БИ до испытания первого сверхзвукового лайнера. Это были не просто мемуары, а настоящая летопись ярких страниц истории авиации, рассказ о жизни целого поколения выдающихся летчиков-испытателей и об их служении авиации. Автор лично знал многих героев книги, и, будучи сам летчиком-испытателем, хорошо понимал природу возникновения опаснейших ситуаций в воздухе и мог с полным знанием дела рассказывать о рабочих буднях пилотов, испытывающих новую авиационную технику. Книга "Лечу за мечтой" - ставшие историей рассказы о буднях Центрального и Опытного аэродромов и испытанных на них самолетах, о знаменитых конструкторах, ученых и летчиках-испытателях, участвующих в их создании. Книга "Крылатые люди" - еще одно бесценное свидетельство времени. Это рассказ о военных буднях советских летчиков, штурманов, радистов и техников Дальней авиации, летавших во время Великой Отечественной войны во вражеский тыл с особыми заданиями. Книги И. Шелеста об уникальной работе летчиков-испытателей внесли значительный вклад в сохранение исторической памяти общества об истории покорения неба.

Авиасалон МАКС, являясь главным профессиональным авиационным форумом страны, традиционно занимается популяризацией авиации, вовлекая посетителей в захватывающий мир покорителей неба, который исключительно многогранен и охватывает многие аспекты жизни общества, в том числе искусство и культуру в самом широком смысле - образование, литературу, кинематограф, фотографию, музейное дело и многое другое. Одной из ярких страниц истории МАКС является экспозиция исторических самолетов на статической стоянке салона. Этот культурно-просветительский и исторический проект привлекает на авиасалон тысячи любителей авиации, получивших возможность воочию увидеть многие уникальные самолеты прошлых лет - от легендарных самолетов времен войны до транспортного гиганта ВМ-Т "Атлант", орбитального самолета "Буран", истребителя Су-47, летающей лаборатории Ту-155 и других экспонатов, многие из которых остались в единственном экземпляре.

Впервые в истории авиасалона МАКС в 2021 году прошла презентация нового фильма "Летчик", посвященного подвигу советских пилотов в годы Великой Отечественной войны. Интересный факт: для съемок сцен воздушных боев в фильме был использован подлинный образец штурмовика Ил-2, найденный и восстановленный спустя 70 лет после войны. Реплика легендарного самолета не раз демонстрировалась в исторической экспозиции на авиасалоне МАКС.

Популяризации авиации посвящены и презентации на авиасалоне в Жуковском новых книг авиационной тематики. Так, на МАКС была впервые представлена книга "Глубокое погружение в небо", в которую вошли свыше 400 фотографий одного из асов воздушной съемки, летчика-истребителя Артура Саркисяна. Другим литературным событием на МАКС-2021 стала презентация детской книги "Сказочное путешествие лопатки", написанная Юлией Симбирской и рассказывающая ребятам о строении и работе двигателей, о первых летательных аппаратах и современных самолетах, о профессиях двигателиста и о работе современных моторостроительных заводов. Организованная на площадке МАКС торговля неизменно включает ряд точек, где гости могут приобрести книги по истории авиации и космонавтики, красочные фотоальбомы, подборки открыток и другую художественную продукцию, посвященную покорению неба.
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка