Российская газета
20 мая 2024, 15:44
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Внешне машины очень похожи на самолеты в миниатюре. В показательных соревнованиях приняли участие беспилотник марки Легионер Е33к компании "Тихие крылья", а также две машины компании "Бас Глори Эйр" - 202 борт OG-202 и 25 борт OG-25. В воздухе они выполняли тренировочные задачи - позже их покажут в рамках соревнований, которые начнутся уже 20 мая.
"В данном конкурсе основная сложность заключается в динамичном маршруте. У участников есть три посадочные площадки, и слетая с первой, они знают следующую, но не знают, какие будут после нее. Маршруты в мире не совпадают - они разные, и большинству заказчиков нужен именно эстафетный маршрут", - рассказал управляющий директор центра развития системы технологических конкурсов Фонда НТИ Юрий Молодых.
При этом полетные маршруты должны быть заранее загружены в панели машин, после чего в режиме реального времени они будут выбираться экипажем. В будущем по той же аналогии дроны будут использоваться на производстве, а желаемый маршрут будет выбираться тем, кто принимает вес и забирает груз. Для того, чтобы это стало возможным, сейчас и проводятся такие технологические конкурсы, добавил он.
Особенность данных соревнований - в совершенно иной системе постановки целей, поскольку задачи ставит сам рынок. "Как правило, системные заказчики определяют, что им надо, после чего их требования формулируются в сценарную задачу для конкурса. Так, на практике в реальных условиях отрабатывается ряд технологических решений и научных задач", - рассказал глава Ассоциации "Аэронекст" Глеб Бабинцев.
Он отмечает, что большая часть рынка аэрологистики на беспилотниках сейчас сосредоточена в пригородах с ограниченной инфраструктурой, где в отдельных задачах может и есть пространство для взлета с грузом, но самолетная посадка при выгрузке невозможна. Таким образом, беспилотники должны совершать взлет и посадку исключительно вертикально - это требование стало обязательным для допуска машин к конкурсу.
Полученные в технологическом соревновании результаты можно использовать в различных областях бизнеса. Так, представленные на демонстрационных полетах модели беспилотников могут быть полезны в логистике ритейла. Тяжелые беспилотники, например, могут доставлять грузы медицинских лабораторий - средняя масса перевозимых контейнеров составляет 8 - 12 кг, при этом дистанция для 90% доставок составляет около 12,3 км. Себестоимость такой доставки составит около 25 - 30 рублей за километр. Подобные дроны также могли бы пригодиться для продуктовых сетей, работающих онлайн. Так, количество доставок одной из таких сетей в квартал может достигать 17 621 тысяч. Согласно аналитическим данным "Аэронекст", средняя масса онлайн-покупки составляет от 6 до 15 кг, а себестоимость доставки обойдется менее 80 рублей. Кроме того, в экосистеме маркетплейсов есть проблема отсутствия дешевого малогабаритного транспорта. Представленные на соревнованиях дроны могли бы частично решить эту проблему, так как специализируются на перевозке предметов и товаров необходимых весовых категорий. Согласно аналитическим данным, масса 85% ценных грузов маркетплейсов составляет 9 кг, остальные 15% весят в среднем 27 кг.
"Сейчас логистика ритейла включает в себя более 2000 крупных складов и распределительных центров, а также более 80 тысяч пунктов приема и выдачи. Согласно аналитическим данным, масса 85% грузов не превышает 20 кг, средняя дистанция 80% доставок - до 17 км, при этом можно совершать до 2,5 млн перевозок ежедневно, доля логистики в товаре составляет от 3 до 10%. Все это делает направление привлекательным для аэрологистики беспилотников", - отмечает Глеб Бабинцев.
Спрос на аэрологистику в промсекторе и крупном ритейле к 2035 году будет составлять около 700 млрд в год, считают эксперты отрасли. В будущем беспилотная аэрологистика будет также применима и в городах. Уже сейчас 219 млрд рублей в год тратят россияне на курьерские доставки, критически перегружая дорожный трафик. Но пока это невозможно из-за отсутствия правового регулирования и соответствующей инфраструктуры в городах.
Тем временем, в России уже создается система контроля за беспилотными летающими аппаратами, благодаря которой станет возможен массовый запуск гражданских дронов, в том числе для доставки товаров или проведения посевных работ. Ранее в Минтрансе сообщали, что сейчас разработана концепция "Цифровое небо" для безопасной интеграции беспилотных самолетов в единое воздушное пространство. Концепция создана АО "ГЛОНАСС" совместно с "Платформой НТИ" и лидерами отрасли беспилотной авиации.
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 25, 2024
Росгранстрой ведет работу по техническому оснащению воздушного пункта пропуска Хабаровск
Ноябрь 25, 2024
Минтранс держит на контроле вопрос развития авиации общего назначения
Ноябрь 25, 2024
"Аэроэкспресс" информирует об изменении тарифов