О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Люди с огоньком: как работает электрослужба аэропорта "Якутск"

Свой профессиональный праздник энергетики отмечают 22 декабря неспроста. Это самый короткий световой день года, когда электроэнергетическая система испытывает наибольшую нагрузку

И сегодня мы расскажем о людях, зажигающих "звездные огни аэродрома", благодаря которым воздушные суда благополучно приземляются даже в условиях ограниченной видимости, что очень актуально для наших климатических и метеорологических условий.

Владимир Дедюхин устроился в службу электросветотехнического обеспечения полетов (ЭСТОП) аэропорта "Якутск" простым электромонтером 10 лет назад. За плечами был радиотехнический колледж и армейская служба. Молодой специалист стал быстро набираться опыта, расширять знания и навыки, и вскоре его перевели в электромеханики, затем - в электромеханики-водители. Параллельно с работой Владимир поступил в университет, и после 3 курса его повысили до инженерной должности. Инициативного и энергичного работника уже вскоре после получения диплома о высшем образовании назначили начальником узла светотехнического обеспечения полетов (СТОП).

- Наше подразделение, в первую очередь, занимается обслуживанием светосигнального оборудования (ССО) на взлетно-посадочной полосе, проще говоря - огнями аэродрома, - рассказывает Владимир. - Есть несколько видов огней - углубленные, боковые, рулежные, глиссадные. Они отличаются друг от друга не только конструктивно, но и по мощностям, светофильтрам и по видам обслуживания. Ведь светосигнальные огни, как и все лампочки, могут перегореть. Как именно проходит оперативное обслуживание ССО, зависит от вида огней. Больше всего усилий при замене лампы требуется углубленным огням, так как они вмонтированы в бетон ВПП.

Длина обновленной взлетно-посадочной полосы аэропорта "Якутск" после реконструкции составляет 3600 м, а на ней горит более 250 огней, что в совокупности позволяет воздушным судам производить взлет и посадку при неблагоприятных метеоусловиях в отсутствие видимости. Яркость огней на ВПП имеет шесть ступеней, где шестая - максимальная. Диспетчер ОрВД устанавливает ступень яркости с учетом времени дня и погодных условий, когда видимость ограничена по каким-либо причинам, это может быть даже мелкий дождь или легкая дымка. Если огни на полосе горят только в темное время суток и при ограниченной видимости, то глиссадные огни светятся постоянно - по ним пилоты определяют угол захода на посадку воздушного судна.

Кроме обслуживания светосигнального оборудования, под ответственностью работников узла СТОП находятся мачты освещения на аэродроме и резервный источник питания ССО.

- Это на случай, если вдруг выйдет из строя электроснабжение, у нас включится резервный дизель, который дает питание на полосу, ведь аэропорт должен быть открыт на прием самолетов в любое время, - поясняет Владимир Дедюхин. - Также мы работаем с высоковольтными кабелями, у нас у всех допуски свыше 1000 вольт. Работа опасная и ответственная, именно поэтому мы сдаем экзамены ежегодно, идет регулярная проверка знаний, подтверждение и повышение квалификации - так что у нас персонал обученный, профессиональный. Поскольку наша специализация узкая, квалификацию мы получаем прямо на предприятии, нас обучают приглашенные преподаватели. Новые работники в обязательном порядке проходят стажировку в сопровождении более опытного коллеги, идет наставническая работа. Новичкам мы помогаем войти в курс дела, пройти обучение, сдать экзамены и получить все необходимые допуски. Но даже после успешной сдачи экзамена он находится под ведением старшего коллеги еще два месяца.

А вот о буднях электриков рассказал Евгений Попов, сменный инженер службы ЭСТОП:

- По профессии я горный инженер - электрик. В аэропорту работаю шестой год, до этого работал в городе Мирном шахтером. Сменный инженер - это главный по смене, как заместитель начальника службы. Отвечаю за работу обоих узлов - светотехнического и электротехнического. Если описать нашу работу несколькими словами, то это работа по оперативному устранению нештатных ситуаций для обеспечения регулярности и безопасности полетов. Энергетики аэропорта обслуживают высоковольтные подстанции, это все электроснабжение аэропорта, в том числе терминалов. Как сложную отмечу работу по восстановлению линий, замене старых и прокладке новых кабелей. Отремонтировать кабельные линии якутской зимой - это сложный и долгий процесс, включающий в себя многодневные пожоги, копку еще горячей земли, пока она не успела остыть, а также монтажные работы в такой холод, что железо становится хрупким как стекло... В день энергетика и в преддверии Нового года напомнил бы всем еще раз: главное - соблюдайте технику безопасности!

В заключение мы подготовили 10 неочевидных фактов об элеткроэнергетической системе аэропорта "Якутск":

  1. Общая длина кабелей, проложенных на территории аэропорта, составляет 60 км.
  2. На ВПП и рулежных дорожках аэропорта "Якутск" горит более 250 огней;
  3. При установке светосигнальных огней учитывается угол направления распространения луча в точности до 1 градуса.
  4. Запаса топлива в дизель-генераторах хватает на работу светосигнального оборудования взлетно-посадочной полосы на трое суток;
  5. Часть электроэнергии аэропорт получает от новой ГРЭС -2 , а часть - от старой доброй ГРЭС-1. Таким образом обеспечивается дополнительная надежность электроснабжения;
  6. Расстояние между самыми крайними трансформаторными подстанциями аэродрома- 4 километра 200 метров;
  7. Электрики очень суеверны и верят во многие приметы, причем исключительно в те, которые сулят неприятности;
  8. Недоверие - главный способ остаться в живых, если ты электрик. Перепроверяй!
  9. В службе ЭСТОП человек, проработавший менее 6 лет, считается новичком-стажером;
  10. Электрики не любят дождь. Он повышает опасность, которая и так грозит постоянно.
Авторские права на данный материал принадлежат «ГУП "Аэропорт Якутск"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка