АО "Авиасалон"
6 мая 2024, 15:50
МАКС хранит память о Великой Победе
Перелет "Аляска-Сибирь-МАКС-2015"
МАКС-2015 запомнился гостям и участникам не только масштабной экспозицией и ярким новинками, но и участием двух исторических самолетов C-47 (транспортная версия самолета Douglas DC-3), совершивших перелет из США в Россию в рамках уникального проекта "Аляска-Сибирь-2015".
Старт проекта был дан в сентябре 2013 года в Беллингеме (США, штат Вашингтон), где "Русское авиационное общество" и Фонд полетов "BRAVO 369 Flight Foundation" подписали меморандум о перегоне двух самолетов DC-3 из Эдмонтона в Красноярск, тем же маршрутом, по которому американские самолеты приходили на фронты Великой Отечественной войны в рамках программы по ленд-лизу.
В год 70-летия Великой Победы российские и американские летчики выполнили перелет по легендарной воздушной трассе Аляска - Сибирь, повторив маршрут, которым в нашу страну было поставлено почти восемь тысяч машин - истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов. Однако в 2015 году исторические самолеты завершили маршрут протяженностью более 14 тысяч километров не в Красноярске, на подмосковном аэродроме "Раменское", где они стали участниками МАКС-2015.
Сотрудничество с Фондом "Крылатая память Победы"
Группа единомышленников, поставивших перед собой цель собрать национальную коллекцию летающих самолетов, внесших наибольший вклад в победу в Великой Отечественной войне, работает на протяжении уже трех десятилетий. Впервые бережно отреставрированный ими до летного состояния истребитель МиГ-3 был показан в полете на МАКС-2007. С тех пор боевые машины, получившие вторую жизнь в цехах новосибирской компании "Авиареставрация", демонстрируются на всех выставках в Жуковском. А начиная с МАКС-2009 постоянным участником салонов выступает Фонд "Крылатая память Победы".
"Идея создания национальной коллекции летающих самолетов времен Великой Отечественной войны сформировалась в конце 1980 - начале 1990 годов, - вспоминает президент фонда "Крылатая память Победы" Борис Осятинский. - По окончании войны в СССР в строю было более 46 тысяч боевых самолетов. Но к началу реактивной эры практически все они были утилизированы. Полагаю, тогда, в начале 1950-х, все, что было связано с войной, настолько крепко держалось в памяти, что никто и подумать не мог, что через 40-50 лет кто-то может не знать и не помнить о войне, что будут необходимы материальные объекты тех времен".
Благодаря энтузиазму любителей авиации, самоотверженной работе поисковиков, кропотливому труду реставраторов и поддержке меценатов, в России была создана коллекция машин, летающих на авиашоу, принимающих участие в торжественных мероприятиях, приуроченных к празднованию Дня Победы. Фонд располагает истребителями И-153 "Чайка", И-15бис и его двухместной модификацией ДИТ (двухместный истребитель тренировочный), И-16, парой высотных истребителей МиГ-3 и легким многоцелевым самолетом По-2. Венцом коллекции является штурмовик Ил-2, вернувшийся в небо в 2017 году. В планах Фонда восстановление еще одного Ил-2, поднятого из озера в 2018 году, и доведение до летного состояния бомбардировщика Ту-2, выкупленного у коллекционера из США.
Россия подарила миру много выдающихся авиаконструкторов, в нашей стране созданы уникальные летательные аппараты, порой не имевшие аналогов за рубежом. Однако для сохранения этого наследия на уровне государства делается непростительно мало. В то же время востребованность летающих самолетов военной поры очень велика. В Европе, США, Австралии ежегодно проходят многие десятки авиашоу, участие в которых принимают восстановленные машины. У нас же увидеть полеты исторических машин и рассмотреть их на земле можно только на площадке Международных авиационно-космических салонов. "Каждый МАКС на нашу экспозицию приходит огромное количество посетителей: и молодежь, и пожилые люди. Они хотят не только посмотреть на самолеты, но и прикоснуться к ним. И зачастую мы слышим: у меня дед летал на этой машине, у меня прадед погиб на таком самолете... Наши экспонаты вызывают колоссальный интерес", - рассказывает Борис Осятинский.
Ил-2 на МАКС-2017 и МАКС-2019
Штурмовик Ил-2 - самый массовый боевой самолет в мире. В 1941-1945 годах выпущено около 36 тысяч таких машин. Однако уже в 1950-е годы в мире не осталось ни одного летающего Ил-2. Казалось, что легендарная машина навсегда покинула небо. Но усилиями авиационных энтузиастов, поисковиков и реставраторов был найден и восстановлен самолет, совершивший в 1943 году вынужденную посадку на лед озера в Мурманской области. "У нас были данные о том, что самолет совершил вынужденную посадку на лед озера в Мурманской области. Два года шли поиски. Еще пять лет мы восстанавливали самолет. Первый вылет он совершил в июне 2017 года, - вспоминает президент фонда "Крылатая память Победы" Борис Осятинский. - Мы очень торопились, чтобы успеть показать эту машину на МАКС-2017. И показали - это стало его премьерой".
Блистал Ил-2 и на МАКС-2019, где он участвовал в летной программе, а также демонстрировался на статической стоянке. Ежедневно около легендарной машины выстраивались очереди желающих рассмотреть самолет, сделать фотографию на его фоне. Довелось показать единственный оригинальный летающий Ил-2 и за рубежом. "В 2018 году самолет пригласили на международный авиасалон в Берлин. Нам поступило предложение везти его на машине, в контейнере, - рассказывает Борис Осятинский. - Но мы решили, что боевой самолет не должен как инвалид приезжать на машине, поэтому добрались до Берлина своим ходом, по следам Второго Белорусского фронта, через Беларусь и Польшу. В Берлине самолет летал все шесть дней, с большим успехом".
Сегодня Фонд работает над восстановлением до летного состояния второго самолета Ил-2. Найденная в 2018 году также в Мурманской области одноместная машина уже доставлена в Новосибирск, где начался процесс ее реставрации. Как ожидается, спустя два с половиной года еще один самолет-солдат сможет вернуться в небо.
В свою очередь, АО "Авиасалон" придает большое значение формированию исторической экспозиции на салонах МАКС. Уверены, что это сотрудничество продолжится и в будущем, и гости салона смогут увидеть масштабную историческую экспозицию и захватывающие полеты самолетов-ветеранов.
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "Авиасалон"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Ноябрь 19, 2024
"АвиаПорт" выступит информационным партнёром СПАФ 2025
Ноябрь 26, 2024
В аэропорту Домодедово открылся сервис по ремонту мобильных устройств
Ноябрь 26, 2024
Эксперт по дронам назвал американский Switchblade 600 аппаратом прошлого поколения
Ноябрь 26, 2024
В Тверской области нашли упавший советский самолет