О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Модная, большая яхта": что ждут от вертолета Ми-38-2 после модернизации

Минпромторг заплатит более 1,7 млрд рублей подрядчику за обновление многоцелевого вертолета Ми-38-2. Эту машину начали создавать еще во времена СССР, и никто не может точно сказать, сколько денег в его разработку уже вложили. Что хотят от вертолета теперь?

Проверки и испытания

Создание вертолета Ми-38 началось более 30 лет назад. Выпущено 4 опытных и 9 серийных бортов. Сейчас Минпромторг хочет внести корректировки в характеристики вертолета. Подрядчик станет известен после 23 апреля. На проведение работ по модернизации Ми-38 отводят 2,5 года.

Как сказано в документах Минпромторга к этой закупке, в 2021-2024 годах выполнены работы, которые обеспечили полеты вертолета с использованием отечественного пилотажного комплекса (ПКВ-38) со скоростью до 300 км/ч на высоте до 6300 метров. А также возможность эксплуатации Ми-38-2 с увеличенной взлетной массой до 16,5 тонн с площадок ограниченных размеров (25х25 метров, находящихся на высотах до 1000 метров).

Теперь необходимо адаптировать в конструкцию вертолета комплектующие отечественного производства, расширить эксплуатационные характеристики Ми-38-2, увеличить ресурс агрегатов и систем вертолета для успешного продвижения его на внутреннем и мировом рынках.

В частности, нужно модернизировать воздухозаборники двигателей ТВ7-117В и провести наземные и летные испытания с оценкой влияния отечественного пылезащитного устройства на работоспособность силовой установки. Также надо модернизировать отечественный информационный комплекс высотно-скоростных параметров, пилотажный комплекс, бортовую систему контроля. Запланированы работы по применению в гражданском вертолете Ми-38-2 отечественных комплектующих, которые разрабатываются для транспортно-десантного вертолета Ми-38Т.

Подрядчик должен провести стендовые и летные испытания трансмиссии вертолета и его несущей системы, испытать вертолет со штатным и модернизированным рулевым винтом в условиях высокогорья (на высотах свыше 1000 метров) и при отказе одного из двух двигателей.

"Чтобы доказать способности вертолета выполнять такие полеты, нужно провести натурные испытания: выбрать высокогорную посадочную площадку, дождаться нужной погоды и выполнить взлет с имитацией работы только одного двигателя. Также будут подтверждать возможность продолжения полета в условиях обледенения", - рассказал изданию глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

Ожидания от будущего подрядчика, а также причины очередной модернизации Ми-38 Минпромторг комментировать отказался.

После стендовых, наземных и летных испытаний и получения соответствующих одобрений, обновления должны внедрить в серийное производство.

"Для пилота лучше, чем Ми-38, конечно, нет. Он отвечает всем требованиям безопасности - он надежный. Самая основная сейчас драка за ресурс идет. Они (европейцы) ушли очень далеко. Все наши новые самолетики в одночасье стали "сырыми". Представьте, вертолет (Ми-38) задуман в 1981 году, в 2015 году его только сертифицировали - сколько он "затащил" государственных денег. И вдруг сейчас он становится "сырым". Это чисто политические решения. Но заниматься этим надо. Я верю, что Ми-38 будут все покупать", - говорит летчик-испытатель, заслуженный пилот РФ Вадим Базыкин.

Французские и американские корни

Вертолет Ми-38 - многоцелевая машина, которую можно использовать для перевозок груза или пассажиров, проведения спасательных операций и в качестве летающего госпиталя. Этот вертолет стал первым в стране, который проектировался и изготавливался согласно международным нормам и стандартам.

Первые работы над проектом начались в начале 1980-х в Казанском филиале КБ Миля, позже - в Московском бюро им. Миля. Но скоро, из-за прекращения финансирования опытно-конструкторских разработок, решили создавать вертолет в международной кооперации. В 1994 году появилось российско-французское совместное предприятие "Евромиль" с европейскими вертолетостроителями (Airbus Helicopters), которое взялась за проект. Позже европейцы покинули компанию, и над Ми-38 работали только российские конструкторы.

Тогда еще использовали силовую установку американской разработки PW127TS (Pratt & Whitney Canada), но после введения Канадой ограничений на поставку двигателей, в 2008 году Россия перешла на российские ТВ7-117В разработки АО "Климов". Следующим шагом было исключение и других зарубежных комплектующих из конструкции машины. Таким образом, проект Ми-38 прошел импортозамещение раньше, чем новые российские гражданские самолеты.

Первый шестиминутный полет многоцелевого Ми-38 состоялся 22 декабря 2003 года на аэродроме Казанского вертолетного завода. Его выполнили летчики-испытатели Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля.
Справка MASHNEWS
• Ми-38 является четырехкратным рекордсменом. В 2012 году на XIV чемпионате по вертолетному спорту летчики-испытатели Московского вертолетного завода им. Миля на Ми-38 преодолели высоту в 8600 метров. Там же поставили еще один рекорд - по скороподъемности без груза на высоту в три километра за шесть минут в классе E-1h. В том же 2012 году машина установила рекорд подъема коммерческого груза весом в одну тонну на высоту 8000 м. Четвертой абсолютной победой стал подъем груза в две тонны на высоту 7020 м.
• Модель Ми-38-2 - усовершенствованная в 2011 году версия Ми-38. Цифра "2" говорит не только об отечественном двигателе Климова ТВ7-117, а также о максимальном взлетном весе в 16,5 тонн, возможности взять до 30 пассажиров, шесть тонн на внешней подвеске и пять тонн внутри грузового отсека. Любой груз он перевозит со скоростью 290 км/час на расстояние 1200 км.
• В марте 2021 году в карту данных сертификата типа Ми-38 ввели новую модель Ми-38-4 с модифицированной кабиной экипажа и конвертируемым салоном.
Лучшее в Ми-38

Возможности вертолета Ми-38 позволяют работать на высокогорных площадках, при высоких и низких температурах. МИ-38 имеет систему централизованной заправки топливом, может перевозить груз как внутри кабины, так и на внешней подвеске. Вертолет имеет большой грузовой люк в хвосте. Он обеспечен лебедкой и поднимает грузы до 300 кг. Пассажирский вариант оборудован буфетом и туалетом, перевозит до 30 пассажиров, В спасательной версии - восемь пар медицинских носилок.

Ми-38 сконструировали с одним винтом, оснащенным шестью лопастями. Рулевой винт имеет четыре лопасти. Расположение силовой установки в задней части машины позволяет осуществлять безопасную посадку при авариях. В случае поломки масляной системы Ми-38 может работать еще около 30 минут. Топливные баки разместили в полу грузового отсека, что исключает растекание нефтепродукта в случае падения. При аварийной ситуации над водой включается система приводнения. Всю систему управления оснастили гидроусилителями, облегчающими работу пилотов. На Ми-38 поставили автопилот, систему навигации и современные приборы по вычислению метеорологической ситуации.

"Это революционная машина. Во-первых, там применена совсем другая схема - двигатели за редуктором, икс-образные лопасти, хвостовой винт. Он держит любой удар с высоты 17 метров без работы двигателя, шасси не дают ему возможность пробить топливные баки, и, соответственно, снижаются риски пожара. В нем три дублирующие гидросистемы. У него энергопоглощающие пассажирские кресла. Он отвечал всем требованиям безопасности, которые предъявлялись не российскими ведомствами, а ИКАО (Международная организация гражданской авиации).", - рассказал Базыкин.

Модернизацию вертолета проводили в 2004-м, 2008-м, 2011-м, 2014-м, 2015-м и 2023-м годах. Вадим Базыкин так оценивает эту работу.

"Это и хорошо, и с другой стороны, не очень хорошо, потому что любой проект должен быть реализован. Если нет, он просто удорожается. На сегодняшний день вертолет Ми-38 получился с сумасшедшей себестоимостью. И сегодня это просто модная, большая яхта за 1,7 млрд рублей, его стоимость оценивается порядка 17-18 млн долларов", - сказал эксперт.

Стоимость Ми-38 выше в три раза, чем цена вертолета Ми-8. И в полтора раза больше, чем Ми-171.

Продолжим о недостатках

Наряду с преимуществами, у Мии-38-2, помимо высокой стоимости, есть и другие недостатки. Вадим Базыкин рассказывает, что вертолетом может управлять один летчик за счет большого обзора (полет с двумя летчиками, в основном, осуществляется при перевозке пассажиров). Однако внедрение в конструкцию Ми-38 стеклянной кабины стало "слабым местом".

"При морозах нужно ее отогревать долго. Необходима инфраструктура в виде печи -редуктор нужно нагреть до температуры +30 градусов. Нужно отогреть все приборы, чтобы они начинали работать и не отказали в полете", - поделился эксперт.

Сейчас Ми-38-2 работают на Колыме, и у машины, по словам Базыкина, появились "детские болячки".

"Авионикой мы немножечко проигрываем. Но я думаю, что год-два, и вытащим ее. Поскольку слишком много автоматики, она начинает вмешиваться в управление -задирать нос на кабрирование, либо на пикирование опускать ему нос, либо кренами. Такие "ошибочки" происходят и на Боингах, и на Аэробусах", - уточнил летчик.

Из-за электроники "проседает" безопасность вертолета в сложных метеорологических условиях - при пыльном или снежном вихрях. У европейских собратьев имеется волшебная кнопка, нажав которую, вертолет взмывает ввысь, обходя порывы ветра.

В целом показатели по максимальной взлетной массе, скорости, дальности полета и т.д., которые ставили перед собой разработчики Ми-38, достигнуты, говорит Олег Пантелеев. Несколько меньше ожидаемой стала грузоподъемность при перевозке груза на внешней подвеске, однако не исключено, что в будущем и эту характеристику подтянут. В любом случае, Ми-38-2 значительно превосходит своих предшественников Ми-8Т и Ми-8МТВ-1 с точки зрения производительности, считает эксперт.

После модернизации возможности вертолета расширятся.

"Будет подтверждена возможность выполнения полетов в сложных условиях (взлет с горных посадочных площадок, полеты в условиях обледенения даже при отказе одного из двух двигателей), а также улучшатся ресурсные показатели, то есть различные дорогие и трудоемкие работы по обслуживанию трансмиссии нужно будет выполнять реже", - добавил Пантелеев.

А кто покупатель?

Вертолет Ми-38 - уникальное предложение, однако в России позволить себе эту машину могут немногие. За рубежом ситуация иная: интерес к вертолету есть у заказчиков в Китае, Индии, Малайзии, Африке, Бразилии, Аргентине, в том числе и потому, что цена на иностранные машины в разы выше.

На зарубежном рынке Ми-38 представили лишь в 2019 году - на выставке Dubai Airshow. В 2021-2022 годах "Рособоронэкспорт" заключил контракты на поставку вертолетов иностранным заказчикам.

Начало серийного производства откладывали несколько раз. Собирались начать в 2009 году, потом в 2015-м. В итоге серийное производство стартовало в начале 2018 года, в конце 2019 года на баланс Министерства обороны РФ поставили два вертолета.

В конце 2023 года сообщали, что в период 2024-2030 годов выпуск двигателей ТВ7-117В составит 86 единиц, 78 из которых установят на вертолеты Ми-38. С учетом того, что в машине два двигателя, количество выпущенных вертолетов для отечественных авиакомпаний до 2030 года, следовательно, будет равняться 39.

В начале 2024 года у Ми-38 появился первый коммерческий эксплуатант - региональный перевозчик из Магаданской области - госпредприятие "Авиация Колымы".

К слову, именно Ми-38 подарил Владимир Путин в 2022 году президенту Республики Зимбабве Эммерсону Мнангагве.
Авторские права на данный материал принадлежат «Технология машиностроения MASHNEWS». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка